Найти тему

А как «у них»? Как учат в финских школах

Бытует мнение, что некоторые европейские страны внедрили у себя советскую систему образования. Это не так. Какие-то интересные методики используются. Как «наши у них», так и «чужие у нас». Для современного мира нормально брать лучшее у других. Но и в Англии, и в Израиле, и в Германии свои системы образования, со своими плюсами и минусами.

Коротко расскажу, как работает школьное образование в Финляндии. Во-первых, эта страна стабильно занимает лидирующие места в различных рейтингах по уровню образования. Во-вторых, именно на финскую систему некоторое время назад пытались сориентировать наше образование. Даже вывозили туда чиновников, директоров школ и учителей.

В Финляндии две ступени школьного образования: с 1 по 6 класс и с 7 по 9 класс. Есть 10 класс, но он считается дополнительным, дети идут в него добровольно, чтобы улучшить знания и отметки.

Потом – колледж или лицей.

У нас сейчас 4 ступени образования: дошкольное, начальное, основное и среднее. Из них 3 последних являются обязательными, но полное среднее можно получить и не в школе.

Все школы в Финляндии равноправны. Нет лицеев, гимназий. И каждый ученик принимается в школу независимо от уровня подготовки, материального положения семьи, профессии родителей.

Внутри школ также нет деления на профили, «углубления» и т.д. Все осваивают одну программу, но по индивидуальному плану. Если ученик не успевает в чём-то, ему предложат свой темп обучения как в целом, так и по конкретным предметам.

В законодательном виде у нас сейчас тоже создаётся нечто подобное – полная инклюзия.

А как же они все сдают экзамены? – спросите вы. А никак. Нет у них экзаменов. Всевозможные зачёты, контрольные, проверочные и т.д. необязательны. Учитель проводит их, если сам считает нужным.

По итогам обучения проводится тест, но его результаты мало волнуют учителей: они ни перед кем за них не отчитываются. Кто хотел учиться, тот научился.

Вообще для учеников система очень лояльная. Не «даётся» математика? Никто не будет тебе впихивать в голову интегралы. Главная цель обучения – подготовить к жизни. Поэтому изучают финансовую систему, трудовое законодательство и т.д. Причём на уровне не теоретическом, а так, чтобы можно было всё это применить в практической жизни.

То есть в фундаментальном плане мы «сильнее», но что правильней?

Взаимоотношения учителей и учеников сугубо «деловые»: учителя выполняют свою работу и никаких симпатий или антипатий. Также и со стороны учеников.

Для школ существует примерная программа обучения. Методики учитель подбирает абсолютно самостоятельно. Потому что методистов там … нет. Как нет и проверок, распоряжений, указаний, отчётов…

Жёстких требований к уроку тоже нет. Занятия могут проводиться на улице, в музее. В классе ребёнок может сесть на пол.

Дети тоже вполне свободно чувствуют себя на уроке. Если учитель предложил читать книгу, а ребёнок не хочет, может заниматься другим делом.

Строго только с посещаемостью. В учебное время все дети должны быть в школе.

Есть ещё довольно много интересных моментов в финской системе. В одной статье всё не расскажешь. Их система может нравиться, может не нравиться, но это система. Все элементы обоснованы и взаимосвязаны.

У нас пока одни метания.

Уважаемые читатели! Не забывайте про подписку на канал, делитесь публикациями в соцсетях.