Есть своего рода миф, что человек идет в психологию, чтобы разобраться в себе. С другой стороны, разве факультет экономики запрещает студенту работать над собой? Поэтому у меня есть предположение, что толпы людей, собирающиеся обучаться на разного рода психологические специальности, - это результат бестолковой профориентации. Насколько помню, в России профориентация так и замерла на уровне определения типа по Климову. То есть по объекту труда. Возьмем тип Человек-знак. Внутри него, например, находятся и программист, и бухгалтер. Небо и земля.
В итоге школьники остаются беззащитными от решения родителей и влияния разных факторов (из разряда: вуз или ссуз в пяти шагах от дома, буду туда ходить). Ведь если у тебя нет понимания жизненной миссии, то не будет и выбора. А без выбора нет и цели, к которой надо стремиться. В моем случае выбор был осознанным. Но почему он был именно таким?
Наверно еще на начальных курсах в колледже я случайно услышал (а может просто прислушался) к одной передаче, что шла по Радио России. В квартире была радиоточка, и мама вставала тогда на работу под гимн России, который раздавался из старого советского приемника в 6 утра. Коробка размером с крупную шкатулку с несколькими неработающими кнопками и колесом регулирования громкости. Сейчас это может показаться странным, но трансляции передавались по проводам в квартиры. Радиопередачи сопровождали любое пребывание на кухне вплоть до 12 часов ночи. Подборка программ была очень пестрая, но больше всего запомнились Воскресная лапша, Серебряные нити, что-то там про рок и Музыка без слов. Серебряные нити вел Александр Данилин, психотерапевт-нарколог. Формат передачи был весьма оригинальным.
В каком-то смысле он был завораживающим, так как строился на принципах символдрамы. На непуганного психотерапией жителя постсоветского пространства программа могла оказать ошеломляющий эффект. Представьте, вам в прямом эфире поставляют работу с базовыми образами кататимно-имагинативной терапии из рук опытного психиатра. Помимо тренингов, которые часто строились на культурно-исторических мотивах (Таро, Божественная комедия, Одиссея и прочее), ведущий затрагивал глубокие социальные и экзистенциальные темы, размышлял про искусство .
Вот пример тем за 2010 год: Праздники, Искусство чтения книг, "Моя хата с краю", "Не судите сами да не судимы будете", Безумие, Федерико Феллини, Уверенность в себе, "Над пропастью во ржи", Здравый смысл, Как выйти замуж.
Мне хотелось стать таким же. Под "таким же" понимались именно поверхностные черты и манеры, ведь я был подростком. Подростки вообще не шибко умные. Казалось бы - хочешь быть похожим, значит проделай подобный путь. Но нет, почему-то я решил, что переучиваться на врача станет слишком тяжелой задачей, которую не смогу потянуть. А вот выучиться на психолога легко! Как выучусь, то начну становиться психотерапевтом. Конечно же, рядом не было человека, способного доступным языком объяснить, что "врач" и "психотерапевт" идут рука об руку.
С другой стороны, если бы не АГ, то я бы возможно не уехал учиться в Москву. Желание находиться ближе к кумиру, просто знание, что живете в одном городе - эти штуки способны на многое. Фанаты порой колесят по всему свету за звездой. Откуда у них столько сил?
АГ, конечно же, бы не единственной причиной. Он скорее задал вектор. Дал ответ на вопрос "куда". К тому же все те передачи и упражнения, что я проделывал, тоже должны были оказать влияние на личность. "Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть." К концу учебы в колледже я уже наелся и точно знал, что поеду в Москву.