Найти тему
Классическая ГИТАРА

Alex Mercy, эксклюзивное интервью

Alex Mercy (Александр Рябчун) — латвийский фингерстайл гитарист, аранжировщик и педагог. В конце этой публикации вы найдёте ссылки на его страницы в интернете, а ниже — текст эксклюзивного онлайн интервью с ним.

На официальном сайте есть твоя биография, поэтому стандартного вопроса о вехах творческого пути задавать не буду :-) Вопрос: тебя можно назвать латвийским гитаристом? Все твои проекты русскоязычные?

Латвийский — это не национальность, а территориальная принадлежность, так что конечно можно :-) А так я русский. Раньше я писал песни, причем на английском языке, но сейчас я занимаюсь, преимущественно, инструментальными аранжировками.

На какой гитаре или гитарах ты играешь? Какая ширина грифа на твоей гитаре? Струны? Вообще, на что влияет ширина грифа и насколько это важно для фингерстайла?

Играю на самых разных гитарах, но одна неизменна последние три года — мастеровая от А. Мыслеца. Ширина грифа у верхнего порожка, если честно, даже не помню, но вроде 45 мм. Струны — в последнее время Elixir фосфор-бронза 12-53. Также люблю Martin SP Lifespan, тоже фосфор-бронза.

Ширина грифа — это исключительно индивидуальная вещь, обусловленная анатомическими особенностями исполнителя. Мне удобнее играть на более узких грифах, так как пальцы не толстые + школа у меня, преимущественно, электрогитарная.

Насколько много ты занимаешься? Ты структурируешь свои занятия каким-то особым образом (упражнения, аранжировка, отработка готовых номеров, сочинение)?

В плане практических занятий гитарой, у меня это происходит, по большей части, пассивно. Если играешь с учениками по 3-6 часов в день, ты по сути, занимаешься техникой волей-неволей. Оставшегося времени хватает только на новые аранжировки.

Есть ли у тебя какие-то текущие проекты кроме педагогической деятельности и канала YouTube?

Пока эти проекты только в прошлом: группы aiwink, vasabi, студийная запись, гастроли с местными поп-звездами и так далее.

Какие советы ты можешь дать тем, кто желает заниматься фингерстайлом? Можно ли заниматься фингерстайлом с полного "нуля", впервые взяв в руки инструмент, как старт в музыке вообще?

Совет? Не зацикливаться на слове "фингерстайл" :-) Слушать побольше музыки. Впервые взяв в руки инструмент, нужно изучить, для начала, основные понятия, такие как длительность нот, звукоизвлечение, постановка рук и так далее. Мое мнение — без препода тут не обойтись, не тешьте себя надеждами. Самородков очень мало, нужен сенсей. А потом уже фингерстайл, и всё остальное.

Что в твоём понимании есть фингерстайл? Не является ли фингерстайл гитара лишь неким "кавер-инструментом"? Обязан ли фингерстайл гитарист сочинять собственную музыку?

Для меня, как и для многих, фингерстайл — это форма или образ мышления, если угодно. У Макса Ярушкина есть ролик на эту тему, тут я с ним согласен, даже добавить особо нечего. Неважно, играешь ты каверы или свою музыку, вопрос в том, насколько ты можешь звучать круто полифонически. Я играю по большей части каверы, потому что считаю себя плохим композитором и редко пишу что-то достойное. Есть хорошие композиторы, есть хорошие исполнители, а есть хорошие аранжировщики. Кесарю-кесарево, богу-богово. У меня редко получается совмещать, может, все ещё впереди...

Насколько важна для фингерстайл гитариста, по твоему мнению, теория музыки? (Начиная от нотной грамоты и заканчивая всеми тонкостями гармонии и аранжировки.) Насколько глубоко нужно в ней разбираться, какие аспекты необходимы, какие не обязательны?

Мне вообще несколько противна формулировка "фингерстайл гитарист". Если хочешь заниматься гитарной аранжировкой, без теории музыки далеко не уедешь, в независимости от стиля, в котором работаешь.

Каких крупнейших фингерстайл гитаристов нужно знать и внимательно слушать?

Да не зацикливайтесь вы на этом несчастном слове! :-) Кто-то из великих кажется, Victor Wooten, сказал, что надо слушать много музыки, а особенно той, что тебе не нравится, ибо именно там ты можешь найти для себя много интересного.

Если мы говорим про фингер, то мне интересны Michael Chapdelaine, Martin Tallstrom и многие известные представители перкуссионного фингерстайла, такие как Mike Dawes, Thomas Leeb, Petteri Sariola, Don Ross, Jon Gomm... Да тут можно долго перечислять. Из отечественных — Саша Мисько, конечно — это феномен, вообще.

Что для тебя музыка в предельно глобальном смысле? Это реальный язык общения со слушателем (играя, ты непременно "рассказываешь историю", достоверно выражаешь, передаёшь чувства)? Или это всё-таки предельно абстрактное искусство, как у Стравинского, "музыка выражает только саму себя", а музыка лишь вызывает эмоции, но не может их достоверно передать без дополнительного, по сути немузыкального контекста?

Сложно ответить однозначно. Могу лишь в очередной раз вспомнить высказывание одного из великих, что для того, чтобы заставить чувствовать других, нужно гораздо сильнее чувствовать самому.

Насколько важно в музыке чисто техническое совершенство исполнителя? Можно ли "играть душой", обладая при этом ограниченными техническими возможностями? Насколько сильно необходимо "упираться" в технику, звукоизвлечение, беглость и тому подобное, при занятиях гитарой?

Всё зависит от музыки, которую исполняешь. Можно учиться 7 лет играть одну ноту по пути дзен, и быть счастливым от этого, а можно исполнять сложнейшие партитуры, но без ощущения удовлетворения. Если вы позиционируете себя как исполнителя произведений великих композиторов, то как это возможно без обладания нужными техниками? Немыслимо!

Ссылки

По вопросам индивидуальных уроков пишите на e-mail.

Классическая гитара, путеводитель по каналу

Читайте также: Фингерстайл гитаристы