Сейчас в России ковер - обязательный атрибут старомодного дома, особенно, ковер на стене. Над ним смеются, он выдает отсталость вкусов хозяев. Однако были времена, когда ковры были атрибутами высшей аристократии! Правда, это было очень давно.
Умение изготовлять ковры является одним из важнейших изобретений человека. Еще около 10 тысяч лет назад наши предки стали плести нечто, похожее на ковер, используя стебли засушенных растений. Все рисунки имели религиозное значение, так как мир древнего человека был пропитан мистикой и верой в Высшие силы. Первые ковры появились примерно 5000 назад, их изготавливали из войлока. Обычно самые древние образцы не доживают до наших дней, однако иногда ученым везет.
Благодаря уникальным климатическим условиям самые древние ковры были найдены в курганах (захоронениях вождей и царей) на Алтае в Пятом Пазырыкском кургане. Им более 2000 лет! Сейчас эти уникальные вещи можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Узор одного из них представляет собой четыре бутона лотоса, объединенных в рамку. Изображение лотоса - одно из самых популярных на Алтае, это символ многих древних религий, эмблема солнца. В буддизме, который появился позднее, лотос - символ учения, так как этот чистый белый цветок способен произрастать в самой грязной и непригодной для жизни воде.
Но самый интересный ковер из царской могилы сделан из войлока!
Мастера древнего Алтая создавали ковры очень высокого качества, характерными чертами которых было высокое качество, мягкость и тонкость (толщина 2-3 мм). Размер ковра на фото, представленном выше, - 4,6 на 5 метров. Весит он 20 килограмм. Его реставрировали целый год, прежде, чем представить посетителям Эрмитажа, презентация состоялась в 1955 году. На ковре изображен повторяющийся религиозный сюжет.
Вы думаете, что на троне сидит мужик в папахе? Нет! Это Богиня плодородия, типа греческой Геи.
К ней направляется всадник с лихо закрученными усами, похожий на Буденного. Наверно, это сам упокоившийся правитель, которому и было посвящено данное произведение искусства. У скифских племен данная сцена часто встречается в ритуальных украшениях, когда покойный воин как бы возвращается к "матери-природе".
Ясно, что пред нами не коренной алтаец. У него невысокий лоб, орлиный нос, густые широкие брови и густые вьющиеся волосы. "Арменоидно-ассироидный" тип, по мнению исследователя С.И. Руденко. Возможно, перед нами представитель народа, который переселился на Алтай в Бронзовом веке. Так что как у Булгакова: "вопросы крови - самые сложные вопросы в мире!"
Сцена, представленная на гигантском ковре, безусловно, имеет какое-то важное значение. Богиня плодородия может быть даже чем-то большим - Великим Солярным Божеством, к которому приближается воин, чтобы получить благословения (или вернуться в лоно Природы-Матери?).
Символическим жестом она "отверзает уста", давая свое согласие на что-то важное. Возможно, имеется ввиду даже символический брак "Царя" с "Богиней", который происходит после его смерти.
Бордюр ковра тоже полон солярных символов, среди которых, опять же выделяется лотос, а также ветвистые рога олены, которые воплощают образ Древа жизни.
Цвет красок доже имеет смысловую нагрузку: красный - цвет жизни, крови и солнца; синий - цвет неба. В цветовой гамме ковра доминируют именно эти два оттенка.
Если будете в Эрмитаже, не забудьте посмотреть на это чудесное произведение древнего искусства! Возможно, Вам откроются еще какие-то оттенки смысла.