Найти тему
Музыка дьявола

Oi! или "Панк-рок для рабочего класса"

Оглавление

Рассмотрим это невероятное движение и его исполнителей!

Cockney Rejects на рассвете Oi!
Cockney Rejects на рассвете Oi!

Как-то давно меня попросили сделать материал по Oi! Сегодня я, наконец, решил изучить эту тему и понять, будет ли это интересно мне и читателям. Я никак не ожидал, что вокруг этого музыкального жанра разразится самая настоящая война. Война классов и политических взглядов. Великобритания в восьмидесятых, однако, была очень неспокойная.

Что такое Oi! и как он зародился

Oi! можно интерпретировать как "панк-рок для рабочего класса". Жанр появился приблизительно в 1977 году следом на фоне прогремевших Sex Pistols и The Clash. К конкретно этим группам, вероятно, у представителей Oi! была неприязнь, ибо само появление подобного жанра было реакцией на коммерциализированных "настоящих панков" Sex Pistols (под крылом предпринимателя-умельца МакЛарена) и The Clash (а этих просто за то, что они "не народные", а выходцы из колледжей и университетов).

Само название жанру дали ребята из Cockney Rejects своей песней "Oi! Oi! Oi!", где знаменитая панковская кричалка "1, 2, 3!" заменяется тремя "Oi!".

Поговаривают, что именно кричалка "Oi!" привнесла в советский и постсоветский мир всеми узнаваемый "Хой!".

Angelic Upstarts
Angelic Upstarts

Наряду с Cockney Rejects (название которых, кстати, произошло от оскорбительного слова "кокни", коим называют низшие слои населения Лондона) одними из основоположников жанра называют Angelic Upstarts, которые, пусть и не дали название этому направлению панка, играли в нем огромнейшую роль на ранних порах.

Однако, можно копнуть еще глубже и найти немало упоминаний о Sham 69 - группе из первой волны панк-рока, которую впоследствии стали называть основоположниками Oi!, хотя сам жанр появился на волне популярности Cockney Rejects и Angelic Upstarts.

И в чём их фишка?

Как я уже написал выше, Oi! - музыка для "работяг" и от "работяг". Подразумевается, что музыканты являются уличными панками, происходящими из самых низших слоёв британского общества. Так, например, наши любимые Cockney Rejects - выходцы из семей портовых рабочих.

В каком-то смысле Oi! стал реальным воплощением идей, которые на панк-сцене 1976-77 годов были представлены в карикатурно-художественном виде, оформленном торговцами с Кинг’с Роуд.
(с) Со слов Гарри Бушелла
-3

Сама музыка внутри жанра, как правило, очень простая и обычно укладывалась в три гитарных аккорда. Её также называют более медленной в сравнении с основным музыкальным жанром, но это совсем не значит, что она менее агрессивна. Напротив - многие замечали, что агрессии здесь ничуть не меньше, а зачастую и куда больше. А тут начинается самое интересное:

Основные Oi!-темы: противостояние власти во всех её формах, пролетарская солидарность, ненависть к полиции, околофутбольные страсти; прославление таких качеств, как сила, достоинство и т. д., иногда — различных видов асоциального поведения.

В целом идеи, конечно, всё такие же панковские, как и у тех же Sex Pistols, но сама формулировка звучит куда жёстче. Можно даже подумать, что это какой-то нацистский жанр, но это не так. Напротив, эти ребята активно сражались против неонацизма:

Именно агрессивная фанатская аудитория, способная постоять за себя, сформировала главный в Лондоне фронт борьбы с неонацистами.
«Мы готовы их встретить. Если они захотят прийти к нам с мечом, пусть готовятся от него же погибнуть. Пёрси им не смог воспротивиться. От нас им пощады не будет», — заявил фронтмен группы Стинки Тернер в интервью еженедельнику Sounds (1980).
Википедия

А доказывать свои идеалы музыкантам приходилось чуть ли не на каждом концерте, куда заявлялись эти ребята и навязывали драки. Зачастую с кровопролитием.

Если хотите узнать о всей этой "тусовке" больше, то рекомендую ознакомиться с материалами Гарри Бушелла: мужик провёл в этих кругах всю свою молодость и точно знает, о чём говорит. Также он играет в одной Oi! группе и является менеджером другой. Особенно интересными были события в Саутхолле, где с участием The 4-Skins, The Last Resort и The Business развернулось целое побоище.

-4

Что дальше?

За Angelic Upstarts и Cockney Rejects появилось немало хороших коллективов. Скажем, ребята из Splodgenessabounds, которые не один раз попадали в британский топ-30:

Или Infa-Riot:

Следом The 4-Skins, The Last Resort, Red Alert, Blitz, The Strike, Demob...все эти ребята тоже наводили шороху, но после них уже и не найдешь настоящий Oi! - жанр начал приходить в упадок после тех самых событий в Саутхолле (серьезно, почитайте об этом).

Почему этот жанр начал скатываться?

Тут, на самом деле, невозможно найти одну причину. Не стоит забывать, что представители Oi! умудрились обзавестись бесчисленным количеством врагов. Воевать приходилось против всех: и против нацистов, и против среднего класса (которых Oi! тоже каким-то образом настроили против себя), и против правительства.

Но даже этого ребятам было мало: они начали внутренние междоусобицы. Музыканты никак не могли сойтись в своих целях. Одни кричали, мол, "нужно показать этому правительству" и все тащили жанр в политику, другие же "топили" за полную аполитичность, нигилизм и борьбу за сердца людей. Предположу, что именно в этот момент люди начали искать себе других кумиров внутри жанра и далеко за пределами его.

The Exploited, тоже вдохновлявшиеся Oi!, перешли в лигу uk82 и до сих пор колесят по миру под хардкор-панк.
The Exploited, тоже вдохновлявшиеся Oi!, перешли в лигу uk82 и до сих пор колесят по миру под хардкор-панк.

К середине восьмидесятых от былого Oi! не осталось почти ничего: Cockney Rejects перешли в стрит-панк под звуки хэви-метала, Angelic Upstarts под давлением лейбла записали синти-рок альбом и не очень-то с ним прославились. Infa-Riot ушли со сцены на этом же этапе, провалившись с релизами. The Last Resort вырвались из лап коммерции, но не смогли достичь былых успехов вновь. Остальные же либо развалились из-за собственных разногласий, либо перешли в более востребованные жанры музыки.

А в России?

В разных источниках говорится, что сильная Oi!-сцена у нас сформировалась к концу двухтысячных.

Shaved Heads, Nevsky Stompers, M-XVI, Робин Гуд, The Sideburns, The Alcobastards, Бригадир, The Zapoy!, Restless, Kids of the Streets, Bystreet, Old Style Values, Razor Bois, Give Em The Gun, Cadence of Pride, Keine Engel, Klowns, Двадцатые, Под ноль, Судный день, Военное Положение, Скамейка Запасных - все эти коллективы представляют (или представляли) "панк-рок для рабочих" в нашей с вами необъятной стране. Только вот многих ли вы из них знаете?

-6

На самом деле, я не нашёл ни одной интересной современной Oi! группы, так что буду считать, что такое массовое явление, как Oi!, осталось в истории. Его эхо будет еще долго сотрясать туманный Альбион, а на горизонте изредка будут мелькать достойные Oi! группы...но этот жанр уже никогда не будет прежним...

Хотя...

--

Какие группы вам приглянулись? Какие вы знали раньше, а о каких услышали только сейчас? Может, вы знаете интересных современных исполнителей Oi!? Напишите об этом в комментариях!

Рекомендую подписаться и на группу ВКонтакте - мы там частенько публикуем интересную музыку. И не только.