На днях в обсуждении с одним коллегой была затронута непростая тема:
Как понять, старое таолу или это новодел ХХ века?
Вопрос не самый простой. Вот мы регулярно ездим в Поднебесную, порой по несколько раз в год. Под чутким руководством Профатилова Ильи. Цели и задачи мы свои обычно широко не афишируем, и почему-то большинство считает: мы ездим туда выискивать всяческие хитрые приёмники и суперсекретные методы, что хранят в своих поседевших головах сумрачные китайские Деды, упрятавшиеся со своими Знаниями в самую недосягаемую глубинку. Куда мы и пробираемся разными непростыми способами, «в края далекие, места высоки, на тропы те, где гибнут рысаки!»
В принципе так-то оно и есть, вот только ездим мы совсем не в поисках секретного знания, одна из наших задач узнать:
Как, кем, в какой среде и каких условиях развивалось ушу.
И частью вот таких исследований является, например, обследование сохранившихся помещений, где в давние времена занимались ушу.
Это те центры развития боевых искусств, которые в начале ХХ-го века именовались гошугуань (国术馆 guóshù guǎn), а до этого цюаньфан (拳房 quánfáng)
. Например, сохранившая до наших времён школа известного мастера багуачжан Гун Баотяня (宫 宝田 1870-1943), ученика ещё более известного Инь Фу(尹福 1840-1909).
Но куда интереснее порой оценить условия, в которых тренировались участники упоминаемых ранее отрядов сельского ополчения. Смотрим прилагаемые фото, где представлены несколько сохранившихся неказистых зданий.
Обычно эти дома длиной редко более 7 метров, шириной в три-четыре метра, а высотой не больше двух.
Сразу начинаешь понимать, почему дорожки формальных комплексов-таолу старых школ довольно короткие, техники компактные и совсем не размашистые... Почему нет такого, чтобы начинать и заканчивать в одном месте - это уже от соревнований по таолу пошло. Почему, например, некоторые из практикуемых до сих парных наработок принято делать на два шага и многое многое другое...
Однако что важно помнить:
Формальные комплексы-таолу, это, в первую очередь, библиотека знаний!
Их могли делать по частям, их вообще могли лишь повторять при необходимости. Часто в обучении была такая схема изучения технического арсенала:
- человек сперва изучал базу, которая содержала минимальный необходимый набор технических действий, обычно не более 8-10;
- затем человек изучал стилевые таолу; часто учитель не обучал всей школе, если только это не "ученик закрывающий врата", поэтому у одного учителя разные ученики могли изучать разные таолу;
- по мере изучения учитель отбирал для ученика из изученного материала некий ограниченный набор техник, обычно шесть - восемь, которые шлифовались до исключительности и в самых разных ситуациях; про такие избранные техники знал только ты и твой наставник.
Но в ХХ веке ситуация стала меняться...
Дм. Моисеев, СПб - 2019