Найти тему
Секреты Старого Китая

Где в прежние годы тренировались китайцы, или как узнать таолу современного ушу

На днях в обсуждении с одним коллегой была затронута непростая тема:

Как понять, старое таолу или это новодел ХХ века?

Вопрос не самый простой. Вот мы регулярно ездим в Поднебесную, порой по несколько раз в год. Под чутким руководством Профатилова Ильи. Цели и задачи мы свои обычно широко не афишируем, и почему-то большинство считает: мы ездим туда выискивать всяческие хитрые приёмники и суперсекретные методы, что хранят в своих поседевших головах сумрачные китайские Деды, упрятавшиеся со своими Знаниями в самую недосягаемую глубинку. Куда мы и пробираемся разными непростыми способами, «в края далекие, места высоки, на тропы те, где гибнут рысаки!»

В принципе так-то оно и есть, вот только ездим мы совсем не в поисках секретного знания, одна из наших задач узнать:

Как, кем, в какой среде и каких условиях развивалось ушу.

И частью вот таких исследований является, например, обследование сохранившихся помещений, где в давние времена занимались ушу.

Это те центры развития боевых искусств, которые в начале ХХ-го века именовались гошугуань (国术馆 guóshù guǎn), а до этого цюаньфан (拳房 quánfáng)

. Например, сохранившая до наших времён школа известного мастера багуачжан Гун Баотяня (宫 宝田 1870-1943), ученика ещё более известного Инь Фу(尹福 1840-1909).

В центре стоял столб для нанесения ударов, а дорожка выложена каким образом, чтобы стопа ученика, двигавшегося по кругу, могла стать только единственно правильным способом - она помещается в "направляющие", которые образуют крайние кирпичи.
В центре стоял столб для нанесения ударов, а дорожка выложена каким образом, чтобы стопа ученика, двигавшегося по кругу, могла стать только единственно правильным способом - она помещается в "направляющие", которые образуют крайние кирпичи.
В этой заброшенной ныне школе во множестве сохранились разные предметы, когда-то использовавшиеся в тренировочном процессе: кувшины, жернова для штанг и тому подобное...
В этой заброшенной ныне школе во множестве сохранились разные предметы, когда-то использовавшиеся в тренировочном процессе: кувшины, жернова для штанг и тому подобное...

Но куда интереснее порой оценить условия, в которых тренировались участники упоминаемых ранее отрядов сельского ополчения. Смотрим прилагаемые фото, где представлены несколько сохранившихся неказистых зданий.

Заброшенное здание деревенской школы ушу конца XIX  начала XX веков. У некоторых моих знакомых спальни будут побольше и потолки там будут повыше!
Заброшенное здание деревенской школы ушу конца XIX начала XX веков. У некоторых моих знакомых спальни будут побольше и потолки там будут повыше!

Такой вот внутри потолок. На балки можно отлично повесить мешки для битья.
Такой вот внутри потолок. На балки можно отлично повесить мешки для битья.

Обычно эти дома длиной редко более 7 метров, шириной в три-четыре метра, а высотой не больше двух.

Еще одна бывшая школа ушу, большинство современных форм там нереально выполнить.
Еще одна бывшая школа ушу, большинство современных форм там нереально выполнить.

Сразу начинаешь понимать, почему дорожки формальных комплексов-таолу старых школ довольно короткие, техники компактные и совсем не размашистые... Почему нет такого, чтобы начинать и заканчивать в одном месте - это уже от соревнований по таолу пошло. Почему, например, некоторые из практикуемых до сих парных наработок принято делать на два шага и многое многое другое...

Однако что важно помнить:

Формальные комплексы-таолу, это, в первую очередь, библиотека знаний!

Их могли делать по частям, их вообще могли лишь повторять при необходимости. Часто в обучении была такая схема изучения технического арсенала:

  • человек сперва изучал базу, которая содержала минимальный необходимый набор технических действий, обычно не более 8-10;
  • затем человек изучал стилевые таолу; часто учитель не обучал всей школе, если только это не "ученик закрывающий врата", поэтому у одного учителя разные ученики могли изучать разные таолу;
  • по мере изучения учитель отбирал для ученика из изученного материала некий ограниченный набор техник, обычно шесть - восемь, которые шлифовались до исключительности и в самых разных ситуациях; про такие избранные техники знал только ты и твой наставник.

Но в ХХ веке ситуация стала меняться...

Дм. Моисеев, СПб - 2019

Ушу
3237 интересуются