Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Неизвестная трагедия на атомной подводной лодке

Эта трагедия случилась 10 августа 1985 года на Приморском побережье в бухте Чажма. Многие из документов по этому делу все еще засекречены, хотя по времени их можно было уже обнародовать. Тем не менее об этом стоит рассказать.

Опыт техногенной катастрофы в Чажме печален, в рейтинге ядерных катастроф мира она входит в пятерку самых крупных, исключая Фукусиму. Эту аварию называют Чернобыльской репетицией, не только из-за того, что она произошла за год до этого. Некоторые специалисты говорят, что если бы данные по этому происшествию были представлены в полном объеме, а их в то время засекретили даже от высших чинов, то возможно Чернобыля удалось бы избежать. Но, как и большинство подобных аварий, она несла человеческий фактор, как во время происшествия, так и позже по сокрытию деталей. Так что же все-таки произошло в этой самой бухте?

9 августа 1985 года субмарина К-431 стояла на ремонте у пирса. Необходимо было заменить в реакторе отработанные ТВЭЛы. Непосредственно этим занимались специалисты береговой технической базы (БТБ). Они это проделывали уже не один раз, что возможно и сказалось на некотором пренебрежении правилами перезарядки активных зон реактора.

На лодке было установлено специальное устройство в виде домика. Оно позволяло загерметизировать открытый реактор во время работ, и произвести их безопасно. Подошла плавучая тех.база и была пришвартована к лодке. Перезарядка была успешно завершена, крышка реактора была закрыта. Осталось провести испытания гидравликой на плотность закрытия крышки. В ходе испытаний стало ясно, что крышка прилегает не плотно. В месте стыка был обнаружена помеха. Нужно снова демонтировать крышку. Все работы перенесли на следующий день.

-2

10 августа начали демонтаж крышки злополучного реактора. Удаление помехи решено было провести самостоятельно, не оповестив при этом вышестоящее начальство, как того требует инструкция. Не оповестили окружающих командой “Атом”. Крепления были сняты и плавмастерская начала подъем крышки. Поднять решили простыми стропами, когда нужно было жесткой сцепкой и поставить специальный упор, а также необходимо застопорить компенсаторную решетку, которая была под крышкой, чего сделано не было.

Сработал человеческий фактор – надо сделать быстро, в срок. Тем более делали это не раз. При подъеме стропами крышку перекосило, компенсаторная решетка зацепилась и начала подниматься, а вместе с ней тепловыводящие элементы (ТВЭЛы). Никто этого не заметил. Если приподнять выше положенного уровня происходит цепная реакция и тепловой выброс.

В субботу 10 августа, как позже выяснилось, несколько офицеров без разрешения на торпедолове решили отправиться на рыбалку. Торпедолов, несмотря на поданные ему сигналы прошел рядом с К-431 и поднял волну, которая раскачала крышку на стропах и выдернула зацепившиеся ТВЭЛы. Произошел взрыв. Многотонная крышка высоко взлетела и рухнула на реактор лодки, разорвав борт. От взрыва плавучая мастерская была отброшена в бухту, везде разбросало ядерное топливо. В воздух была выброшена большая доза радионуклеидов, которые неумолимо заражали все вокруг.

-3

На реакторе работали 8 офицеров и 2 матроса, которые моментально погибли во время выброса. Позже нашли обручальное кольцо одного из погибших. По нему экспертиза установила, что уровень заражения в эпицентре составлял порядка 90 000 рентген в час.

К ликвидации последствий аварии были привлечены более 2 тысяч человек. Была очищена большая территория, непосредственно рядом с взрывом был снят грунт и бетонные покрытия. Большим плюсом стал сильный дождь, который прибил к земле радиоактивную пыль. По подсчетам всего пострадало 950 человек. Саму же лодку отбуксировали в бухту Павловского, где она простояла до 2010 года, затем была утилизирована.

Эту аварию засекретили от общественных масс, со многих брали подписки о неразглашении. Она, как и подобные ей трагедии послужила символом банальной глупости и халатности людей.

Ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.