или Путешествия «террориста» Иванова
Только тогда, когда весь мир становится твоим домом, ты можешь по настоящему сказать, что у тебя все дома.
Автор не известен
Однажды вечером на пороге моего дома появился молодой человек небольшого роста в ярких, может даже каких-то нелепых одеждах, больших унтах, на которые сверху надеты белые бахилы, с рюкзаком за плечами, на груди фотокамера. Картину дополняла черная шапка-маска. Когда он ее снял, предстал улыбающийся вождь мирового пролетариата в молодую пору. Возможно, это и не так, точно утверждать не берусь, тем не менее, определенное сходство с легендарной личностью точно есть.
Нельзя сказать, чтобы встреча была сюрпризом, заочно с этим таинственным визитером мы уже были знакомы через Хоспитал клуб. Есть такой на просторах всемирной глобальной сети. Даже пару раз общались по телефону. И вот встреча в реале.
Куда без пропуска?
Что привело его в наш заснеженный город? Романтика, длинный рубль, любовь? Ничего подобного. Александр, так зовут моего знакомого, страстный путешественник. Он исколесил практически всю Россию, побывал в пятнадцати странах, в основном ближнего зарубежья. И теперь он на Ямале. Кстати, не в первый раз.
Однажды он рассматривал карту и увидел название «Ямбург». Что-то зацепило, захотелось посмотреть, что скрывается под этим замысловатым названием. И вот он в пути. Первый раз до вожделенного Ямбурга он не добрался. Только до Ноябрьска.
Для справки: Ямбург - вахтовый посёлок общества "Газпром добыча Ямбург", расположен в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа России.
Зима. Мороз ниже сорока градусов. Решил наш герой не рисковать, тем более и экипировка на тот момент показалась не очень надежной и вернулся он домой. Потом была вторая попытка. Удачная. Причем попал он в Ямбург, миновав все посты. Этот населенный пункт как известно находится в пограничной зоне. Причем никаких махинаций или сделок Александр не предпринимал. Просто так получилось.
Итак, бродит он по газовому Клондайку, темно, холодно. Знакомится с людьми, охотно рассказывает им о себе, откуда взялся, почему так выглядит. А выглядит он действительно эффектно. Костюм яркий, на лбу фонарь. Местные телевизионщики даже взяли у него интервью. Как никак личность интересная, столько всего видел путешествуя по миру автостопом. В общем, всё бы ничего, но наступает время устраиваться на ночлег.
Для путешественников, к каким относится Александр, по большому счету это не проблема. Надо ему всего два квадратных метра на полу, чтобы расстелить спальный мешок. Но где их найти эти метры. Для Ямбурга это оказалось проблематично. Посоветовали ему обратиться в гостиницу для тундровиков «Хаер». Плутал, плутал меж современных жилых модулей выросших посреди вечной мерзлоты, да так и не нашел её.
Обратился в гостиницу «Ямбург». От-казали. Пропуска нет. В общем, гуляй Саша. Пошел в общежитие вахтовиков. Там та же ситуация. Террорист говорят. Мол, с такими рюкзаками только они по северам мотаются. Ушел.
Идет по поселку, смотрит церковь. «Тут найдется мне прибежище», – обнадежил себя наш путешественник. Зашел. Послушал, как святые отцы исполняют хоралы, купил свечку, зажег ее у иконы Николая Чудотворца, что-бы помог с ночевкой, и присел на лавочку. Людей в церкви и кроме него хватало, они то приходили, то уходили.
– Один из пришедших решил тоже поставить свечу, – рассказывает Александр. – Купил самую толстую из имеющихся в продаже и стал ходить по церкви, сначала присмотрелся к одной иконе, передумал, подошел к другой – вновь передумал, а потом подошел к Николаю Чудотворцу… Потушил мою свечку, выкинул ее и поставил свою! Я от возмущения чуть не упал с лавочки! Провожая своего «злодея» взглядом, я внутренне его обзывал разными словами, (Господи, прости!), и пока был поглощен этим занятием, основная часть молитвы закончилась, и батюшки, одевшись, выскользнули за дверь. А я к ним хотел за помощью обратится. Молитву допевали какие-то женщины, «свечкотушитель» все еще ходил по храму, а я, расстроенный из-за дурного происшествия со свечой, надел рюкзак и вышел на улицу.
Все еще обиженный на мужика в церкви, на всех борцов с терроризмом, он направился в ПОМ (поселковое отделение милиции) чтобы сдаться. А куда еще, раз террорист?
Услышав его историю, дежурный милиционер долго смеялся. Потом сообщил, что ночевать здесь нельзя, ибо на секретном объекте путешественники не приветствуются, и что завтра приезжает его начальство с проверкой, если прознает про появившегося неизвестно откуда постояльца, точно уволит. Тем не менее, за порог не выставил, даже чаем напоил. Сам же начал звонить куда-то, интересовался подробностями нахождения «террориста» Иванова на территории закрытого поселка.
Досталось всем ментам и «эсбэшникам», потом всем вахтерам и простым смертным в модулях, которым было строго – настрого заповедано: обо всех подозрительных личностях сообщать в милицию. Кто-то смеялся, вместе с ним, поражаясь ситуации, кто-то плакал, боясь увольнения. А потом Петров, такая фамилия была у дежурного милиционера, придумал выход из создавшейся ситуации. В общем, уезжал наш путешественник из Ямбурга в сопровождении УАЗика с включенной «мигалкой». Она его доставила на вокзал, там его почти торжественно посадили на вахтовый поезд.
Волшебные слова
После этого случая Александр еще раз побывал на Ямале. На этот раз в рамках проекта «Чистое небо». Это детище его и сотоварищей. В течение нескольких лет они с друзьями побывали в разных местах социальных и экологических катастроф. Это Аральское море, Афганистан, Чечня, непризнанные республики – Косово, Абхазия, Осетия. Ямал заинтересовал их 501 стройкой. Они прошли по «мертвой» дороге из Надыма до Салехарда.
С 1947 по 1953 продолжалась эпопея строительства железной дороги Салехард-Игарка. Железная дорога, идущая вдоль Полярного круга, так и осталась в незаконченном и заброшенном состоянии. Всё потому, что работать приходилось в нечеловеческих условиях. В строительстве принимали участие 300 000 заключенных ГУЛАГа. Большинство из них погибли, были похоронены прямо под шпалами и уже навсегда останутся в вечной мерзлоте. По словам исследователей событий того времени, под каждой шпалой «мертвой дороги» лежат по нескольку человек. Вместе с ними было закопаны миллиарды советских рублей.
– Путешествие – это замечательная возможность познать мир, увидеть красоту природы в разных регионах, – делится Александр. – А еще в пути сталкиваешься с самыми разными людьми, как из самых низших социальных слоев, так и наоборот. Однажды мы даже гостили у министра экономики.
– Какой страны?
– Это точно не Россия, а какая страна я оставлю в секрете, – ответил Саша. Хочется только заметить, что я не берусь давать кому-то оценку. Люди живут так, как живут. Не плохо и не хорошо. Не бывает хорошей страны, не бывает плохой. Просто все живут по-разному. Одни живут очень похоже на меня, другие нет. Вот и всё.
В этот раз Александр совершает нечто вроде кругосветки. Его очередное путешествие можно условно разделить на несколько этапов. Сейчас он проходит первый. Стартовав из Печоры, он добрался до Салехарда, дальше отправится в Надым, Тазовский, оттуда махнет в соседний регион – Норильск, Дудинка, Хатанга. Потом в его планах посещение Тикси, Якутии, БАМа, Чукотки, дальше Аляска, Канада, США, Гренландия, Исландия, Дания, Норвегия, Финляндия и возвращение на родину.
– Ты, наверное, полиглот?
– На самом деле, чтобы путешествовать, не обязательно знать какой-либо иностранный язык – это миф, которым мы ограничиваем свои возможности, – уверен Александр. – Тем более, в некоторых странах, взять Афганистан, столько диалектов. Где ж их выучишь? И не факт, что английский там знают. Хотя надо признать, что найти человека говорящего на языке Шекспира гораздо проще, чем на тайском. А в принципе, достаточно знать несколько слов и фраз на языке того народа, на территории, которого находишься, и ты не пропадешь.
Мой гость поделился этими волшебными словами. Запоминайте! «Можно», «здесь», «бесплатно», «спать», «прямо», «что это?». Этого минимума вполне достаточно, утверждает Александр. О деньгах тоже особо беспокоиться не стоит. Поскольку путешествует он автостопом, то транспортные расходы сразу вычитаем. Питание это тоже не особо затратная статья. Чтобы устроится на ночлег, как я уже писала выше, ему надо всего два квадратных метра.
Если в дом никто не пустит, существует другой вариант – можно поставить палатку прямо под открытым небом. Благо она всегда в рюкзаке. По его прикидкам, ежедневно в дороге он тратит, столько же, сколько и дома. Если вы привыкли тратить много, вам потребуются большие деньги, если нет, достаточно будет минимума. Но даже и этот минимум надо где-то заработать. Как это удается ему, если семь месяцев в году он в дороге.
– Работа для меня не определенное место, где надо сидеть с утра до вечера, – объясняет автостопщик, – работа – это то, что мне должно нравиться делать, а если мне за это еще и деньги платят, то и вовсе замечательно.
Кстати, Александр окончил медицинскую академию в Тюмени. По специальности он врач психотерапевт. Так что, если ему понадобятся деньги, они преподает или проводит консультации. Часто это происходит в рамках путешествий.
– Тяга к путешествиям есть у всех, – считает Александр, – просто не все могут себе это позволить в силу ряда причин. Но, тем не менее, всем интересно узнать, как живут люди в других регионах, странах, о чем думают. А во многих религиях дать приют страннику считается богоугодным делом. Так что принимают нас везде хорошо.