Кажется, прошло совсем немного времени после рождения малыша, а бабушки и дедушки начинают говорить, что пора бы и к горшку приучать. Или другая ситуация – некоторые малыши все еще носят подгузники, даже отправляясь в детский сад, и совсем никак не воспринимают горшок.
Существует несколько взглядов на то, во сколько ребенку пора знакомиться с горшком. Однако не стоит забывать, что все зависит не только от старания родителей, но и от природы. Можно научить ребенка до года ходить на горшок и хвастаться этим перед другими родителями.
Но это будут действия на уровне рефлексов – опорожнение мочевого пузыря или кишечника при нахождении на горшке. Недостаточное развитие нервной системы в этом возрасте не позволяет контролировать мочеиспускание – ребенок не осознает, что хочет в туалет, и соответственно не может «придержать» эти желания. Полтора года – вот примерный возраст, когда можно говорить о начале этого процесса.
Наибольшее значение при всем этом имеет не столько возраст малыша, сколько то, как развит ребенок психологически и физически.
Как понять, что ребенок готов?
Это предшествуют следующие умения:
• способность ребенка ходить и нагибаться;
• способность к подниманию небольших вещей с пола;
• хорошее понимание взрослой речи;
• произношение небольшого количества слов и возможность объяснить, чего он хочет.
Не последнее место по важности занимает признак созревшей нервной системы:
• возможность ребенка быть сухим два часа и более и просыпаться после дневного тихого часа сухим;
• опорожнение кишечника каждый день в определенное время;
• неудобство ребенка в грязных или мокрых вещах и способность выразить потребность в их смене.
Как научить? Для приучения к горшку будут эффективны следующие меры:
1. Высаживание ребенка
Оно должно быть систематическим: перед и сразу после сна, после приема пищи, до и после прогулки. Это должно занимать не более пяти минут, поскольку малыши ходят в туалет достаточно часто в течение суток и при большей продолжительности высаживания можно просидеть на горшке весь день. При этом основная задача показать ребенку, как замечательно быть сухим и чистым.
2. Отсутствие памперсов
Находясь в памперсе, ребенок не чувствует отправлений, не связывает их с естественными позывами. При отсутствии подгузника у него появится возможность изучить свое тело и соотнести одно с другим.
3. Личный пример
Можно показать на собственном опыте, как и для чего малышу нужно использовать горшок. Естественно, не стоит забывать о половых различиях.
4. Отсутствие наказания за неудачи и промахи и принуждения
Ни в коем случае нельзя ругать и наказывать ребенка, если он сделал свои «дела» не на горшок, а в штанишки или кроватку. Не стоит насильно садить на горшок, поскольку это создаст еще больше проблем – может выработаться негативное восприятие сего предмета и тогда придется на несколько месяцев забыть об этом.
5. Досягаемость горшка
Горшок должен находиться в зоне видимости ребенка, чтобы была возможность познакомиться с этим предметом, изучить его.
6. Похвала и поощрение удачного опыта хождения на горшок
При использовании горшка по назначению следует обнять, похвалить малыша. Приучение к горшку должно вызывать только положительные эмоции.
7. Отсутствие стресса
Не стоит забывать, что для процесса оправления ребенку нужно расслабиться. Поэтому начинать стоит в знакомой обстановке и при отсутствии каких-либо раздражителей, заставляющих нервничать.
8. Наличие хорошего горшка
Под этим понятием подразумевается не дорогой горшок определенного цвета, с музыкой и огоньками, который может восприниматься ребенком как игрушка, а нормальный горшок, приятный на ощупь, не холодный, удобный, устойчивый, желательно с учетом физиологических особенностей мальчиков и девочек.
Главное в этом деликатном и непростом для ребенка вопросе проявить терпение, быть ласковым. А если несмотря на все старания приучить к горшку не получается, стоит задуматься: может, слишком рано начали и время этого конкретного ребенка еще не пришло?