Найти в Дзене
Epistola non erubescit

Гамаюн птица завораживающая

В. М. Васнецов «Гамаюн, птица вещая», 1897 г.
В. М. Васнецов «Гамаюн, птица вещая», 1897 г.

Нарративно дискурсивная заметка про прекрасных райских птиц с женскими головками и красивыми символическими значениями. Честно говоря меня с раннего детства поражали эти райские девы - птицы, которые жили в альбоме по истории Абрамцево.

Лубочные истории с участием дев - птиц
Лубочные истории с участием дев - птиц

В нашей культуре выделяется три подвида таких созднаний:

Обложка программы "Бал-сказка" ,1901г. И.Билибин
Обложка программы "Бал-сказка" ,1901г. И.Билибин
Гамаюн — мифическая райская птица в русской культуре. В произведениях книжности XVII—XIX веков это залетающая из рая безногая и бескрылая вечнолетающая при помощи хвоста птица, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей.
В XVII—XVIII веках эта птица изображалась на произведениях декоративно-прикладного искусства, пушках и знамёнах. Гамаюн попал на герб Смоленска и на производные от него символы. В культуре XIX—XXI веков имелось два основных направления развития образа: как райской птицы, с которой связываются представления о счастье и блаженстве, и как мифической птицы, предвещающей беду.
В. Васнецов «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали»
В. Васнецов «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали»
По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными.

На картине В. Васнецова образ этих птиц вышел настолько яркий, что затмевает собой все древние легенды, а эмоциями на лицах персонажей можно описывать человека с биполярным аффективном расстройством.

Сирин в оформлении фасада
Сирин в оформлении фасада

Наверняка были и другие интересные девы - птицы, но точной информации до нас не дошло, а Жар - птица в общий сказочный строй не идет. Интересное и частое использование райских птиц можно встретить в работах И. Билибина.

И.Я, Билибин Баба-Яга и девы-птицы. Иллюстрация к русской сказке. 1902.
И.Я, Билибин Баба-Яга и девы-птицы. Иллюстрация к русской сказке. 1902.

Любопытно то что у художника дева - птица встречается всегда близ образа Бабы - Яги. Словно эти персонажи живут в одном темном сакральном запретном пространстве, в которое не все живые могут попасть.

Заставка к русской народной сказке "Василиса Прекрасная". 1900г.
Заставка к русской народной сказке "Василиса Прекрасная". 1900г.

В сказке о "Василисе Прекрасной" Билибин использует неоднократно изображение девы - птицы, самый ее эмоциональный образ находится в оформлении иллюстрации черного всадника. Всадник символизировал приход на землю ночи и тут наша птица словно позирует для фотосессии во всех ракурсах.

"Черный всадник" к русской народной сказке "Василиса Прекрасная" 1900г.
"Черный всадник" к русской народной сказке "Василиса Прекрасная" 1900г.

Были у И.Я. Билибина и несколько изображения Сирин и Алконост для открыток, но мое воображение в детстве просто обожало именно образы из сказок, где вместо райского сада ощущалась тревожная атмосфера совсем иного потустороннего места.

-9
Билибин Иван Яковлевич Эскиз костюма птицы-сирин к опере Н.А. Римского-Корсакова "Сказание о граде Китеже" 1934 г.
Билибин Иван Яковлевич Эскиз костюма птицы-сирин к опере Н.А. Римского-Корсакова "Сказание о граде Китеже" 1934 г.