Авторская колонка Владимира Попова — криптоевангелиста, основателя компании Synergis, автора книги «Блокчейн философия».
Материал с сайта ib-magazine.com
Люди сегодня зачастую путают семантическую паутину и Web 3.0 (далее W3).
Первая представляет собой “общедоступную глобальную семантическую сеть, формируемую на базе Всемирной паутины путём стандартизации представления информации в виде, пригодном для машинной обработки”, а вот про W3 говорить будем на протяжении нескольких публикаций, дабы понять, насколько более он широк.
Возьмём, скажем, Dapps’ы (децентрализованные приложения — прим. ред.), широко пропиаренные ныне, и посмотрим на их упрощённую схему.
Задумывались ли вы, что сама по себе архитектура дапсов позволяет им быть фактически бесконечно вложенными?
Ведь что имеем сегодня: есть, допустим, Facebook & Instagram — взаимозависимые приложения. Но их вложенность минимальна: можно делать перепосты, есть ретаргетинг, указание профиля и всё в этом духе. Для пользователя это всё равно два разных сервиса.
Если взять старые добрые диаграммы Эйлера, то вложенность в формате 3.0 будет выглядеть, опять же — предельно упрощённо, следующим образом.
То есть имеем возможность не только вертикального, но и горизонтального масштабирования, за счёт связок dapp-решений. Но и это не всё.
Как помним, W3, в отличие от создаваемой псевдо-децентрализованной системы корпораций (почитайте про blockchain от Facebook и криптовалюту JP Morgan), позволяет пользователю самостоятельно генерировать для нужной степени вложенности свой цифровой отпечаток и распоряжаться им по временному, количественному и прочим измеряемым критериям.
Например, Menaskop: сегодня мой ник есть на том же Facebook’е и Хабре, но что я могу? На Хабре чуть больше: помимо лайков/плюсов можно заработать карму и рейтинг. Но как насчёт срока действия аккаунта? Либо удаляюсь и теряю всё (к тому же — более одного раза невозможно даже обнуление на Хабре, а на FB его и вовсе нет), либо принимаю правила и работаю “как есть”.
Но это ведь мои данные: даже уже GDPR (General Data Protection Regulation, правила по защите персональных данных, принятые в Европе — прим. ред.) приняли и подтвердили, что мои. Но только на бумаге: de facto всё хуже — корпорации зарабатывают на этом миллиарды, я — ничего, кроме набившей оскомину рекламы.
И вот здесь нам помогают цифровые слепки W3: я сам определяю, когда и сколько хочу взаимодействовать с конкретным сервисом.
Первые шаги к этому — сервисы децентрализованной идентификации, социального майнинга (HealthCoin, Bitradio, Brave), медиа-блокчейны (Steem, Golos, Decent, UOS). Соответственно в любой момент времени я могу:
- Ограничить ширину/глубину взаимодействия конкретного цифрового слепка;
- Установить временной лимит (простейший пример — через смарт-контракт);
- Удалить/восстановить конкретный слепок.
Таким образом, menaskop всегда будет в конкретном децентрализованном и распределённом приложении, но ровно по тем параметрам, которые задам ему я. Кроме того, для Dapps’ов на Ethereum у меня будет слепок с полномочиями из набора №1 — предельно широкий, для EOS — из набора №3: с минимальными, а для Sia — №2. И, соответственно, связки Ethereum + EOS + Sia будут работать от большего к меньшему.
Что нам это даёт?
Помимо правильной с архитектурной точки зрения системы саморегулирования, ещё и практическую схему неразрывной взаимосвязи принципов децентрализации, анонимности, открытости и транзакционной репутации.
А что дают эти принципы?
Во-первых, самое главное — свободный Интернет.
Хотим этого или нет, но сегодня Сеть стала не свободной для для большинства. Да, есть те, кто ежедневно отстаивает общие интересы, но пока общий процент минимален: W3 вкупе с другими тенденциями позволит этот процент удесятерить.
Во-вторых, подобный формат создаёт безграничные возможности для предпринимателей:
- можно объединять усилия и достигать синергии уже не на словах, а на деле;
- можно придумывать новые общественные решения, невозможные в заданной сейчас системе координат;
- можно, наконец, не бояться отключения со стороны провайдера, потому как подобные решения способны создавать ГЛС — глобальные локальные сети.
Но об этом поговорим уже в следующий раз.
Об авторе:
Владимир Попов — криптоевангелист, основатель компании Synergis, автор книги «Блокчейн философия».