В предыдущем посте мы с вами начали рассматривать первый аспект этой проблемы и вспомнили о том, что высшее образование - это в первую очередь торговля, причем торговля в государственных масштабах и весьма, на первый взгляд, полезной, актуальной и даже необходимой (что кстати является крайне спорным вопросом) услугой.
Возможно, кто-то скажет, что практически в каждом институте есть так называемые "бюджетные" места, которые предоставляют абитуриентам возможность обучения и получения высшего образования на бесплатной основе, поэтому, мол, не все уж так плохо.
И такие места действительно есть. Только спешу обратить ваше внимание на процентное соотношение таких "бюджетных" мест к стандартным "договорным" (престиж ВУЗа, его месторасположение, качество предоставляемых образовательных услуг и т.п. здесь определяющего значения не имеют, ситуация + - одинакова во всех регионах страны). Уверяю, печальная статистика заставит вас, по меньшей мере, крепко задуматься о том, действительно ли государство так сильно заинтересовано в качественном обучении будущих специалистов...
На собственном примере - когда я поступал в СГЮА (2014 г.) по моему направлению подготовки было выделено 25 бюджетных мест на поступающий поток, при том, что общее число абитуриентов, зачисленных на 1 курс по итогам вступительных испытаний, составило порядка 120 человек.
Я это к тому, что количество "бюджетных" мест на каждый год обучения в ЛЮБОМ ВУЗе страны - величина крайне зависимая от перспективности "бизнес-плана" учебного заведения на предстоящий учебный год. Звучит довольно грубо, однако неплохо отражает суть.
Суммы, собираемые со студентов за обучение, в конечном счете должны превышать расходы учебного заведения на оплату труда преподавательского, руководящего и административно-хозяйственного состава, коммунальное обеспечение и прочие декларируемые (но редко реализуемые на практике) статьи на несколько порядков, в противном случае, такая деятельность полностью потеряет свой коммерческий смысл. Соответственно, количество бюджетных мест для абитуриентов определяется просто по остаточном принципу в соответствии с негласной внутренней "сметой" ВУЗа.
Возможность получения высшего образования на бюджетной основе я бы рассматривал лишь в качестве крайне успешного маркетинг - плана, где каждому "оному" клиенту действительно представляется такая возможность, но только лишь потому, что строго обусловленное количество клиентов перед ним заплатили за эту услугу ровно столько, сколько необходимо для обеспечения рентабельности этого бизнеса.
Не готов оперировать конкретными цифрами, но здравый смысл подсказывает, что рентабельность учебных заведений крайне далека от декларируемой (30%).
Комментировать различного рода глупости относительно того, что на бюджетное место есть возможность попасть у каждого абитуриента, действительно заинтересованного в этом, что все зависит от его желания и приложенных усилий и т.п., при всем уважении к людям, которые разделяют эту точку зрения, я не считаю нужным.
Уверен, что принцип деятельности ВУЗов и причина заинтересованности государства в его поддержании предельно понятны. Однако настоящие причины проблемы современного высшего образования обнаруживаются тогда, когда мы начинаем рассматривать эту "бизнес-машину" с точки зрения вовлечённости в ее работу человеческих резервов) Ведь каждому понятно, что любой бизнес обслуживается людьми и существует и развивается только благодаря им же.
Однако, в силу определенных причин, те самые люди, которые, являясь "винтиками" в сложнейшем бизнес-механизме, должны этот механизм раскручивать и задавать ему новые обороты, зачастую, очень серьезно тормозят необходимое развитие, а то и вовсе поворачивают его вспять....
Согласитесь, нет большого смысла только лишь в том, чтобы угрюмо хаять и выискивать проблемы и недостатки в той или иной системе. Понятно, они характерны даже для самых гениальных бизнес-проектов в той или иной форме воплощённых в жизнь. На мой взгляд, гораздо важнее их обнаружить и попытаться подумать о наиболее эффективных способах их устранения.
Поэтому если вы неравнодушны к этой проблеме и готовы вместе со мной поразмышлять над ее разрешением - подписывайтесь на мой канал и не пропускайте следующие публикации! - ПОДПИСАТЬСЯ