Найти тему
Ущерба.NET

О профессии аварийного комиссара.

Вот такой простой вопрос. И ответ на него — просто! Всё. Дальше можно не читать. Это, конечно, шутка. Ну а если серьезно, ничего сложного в настоящий момент (2019 год) нет в том, чтобы устроится на должность аварийного комиссара.

Для начала несколько слов уделю общим моментам «аваркомства». Сама по себе профессия аварийного комиссара (если мы говорим безотносительно ситуации, когда аварком еще выполняет функции эксперта-техника с соответствующим уровнем и профилем образования и компетенций) многими воспринимается как проходная. Текучка в автоассистанских организациях или страховых компаниях на данных должностях всегда большая, если не чрезмерная. Автор имеет право так говорить, так как сам провел в этой должности не один год, наблюдая непрекращающийся, чуть ли не ежемесячный поток новых кандидатов и тех, кто бросил это дело. Потому могу сказать, что быть аваркомом — не для всех. По мне так, лучше всех адаптируются к этой профессии люди, которые сравнительно легки на подъём, конечно же, не чураются техники в любом ее проявлении, и не боятся огромную часть рабочего времени проводить на улице в любую погоду (а иногда — и время суток) и не всегда свежем воздухе. А что вы хотите? Всё ж-таки автомобиль — не самый экологически чистый объект.

Среднестатистический портрет потенциального кандидата в аварийные комиссары — это молодой человек, лет 19 — 30, учащийся на вечернем, или получивший средне-специальное образование, без напряга обращающийся с компьютерной техникой, не обязательно из тех, кто с закрытыми глазами произведёт разборку-сборку любого автомобиля, но понимающий, где у того обычно располагается двигатель, как отличить седан от универсала, разделяющий понятия ремонт и замена детали, а также имеющий хоть мало-мальские познания в Правилах дорожного движения не только для пешеходов, но и для водителей.

Что касается девушек в этой профессии… Положа руку на сердце, эта сфера не для них. Правильнее даже сказать, эту сферу женский пол сам обходит стороной. На моем опыте, в той организации, где работал я, всего четыре-пять женщин-девушек поработали выездными аваркомами. Да и то недолго: несмотря на то, что они, в общем-то, кстати говоря, очень хорошо себя проявляли именно как аварийные комиссары, руководство постаралось, чтобы они скорее приобрели позитивный опыт выездных осмотров и после этого перевело их с некоторым повышением (!) на офисные должности (обучение или курирование новеньких). С чем это было связано? А все просто: мало того, что практически каждый выезд на осмотр - это встреча и вынужденное общение с новыми и незнакомыми людьми, так ещё практически в подавляющей доли случаев в качестве клиентов (владельцев, страхователей, доверенных лиц) выступают представители мужского пола. И вести себя они могут совершенно по-разному и совершенно не по-мужски. Ведь нередки случаи банального приставания и откровенного домогательства с их стороны в отношении наших сотрудниц. А прибавьте к этому то обстоятельство, что оформление документов осмотра происходит большую часть времени в автомобиле клиента... Плюс к этому еще и работать приходится при любой погоде. В общем, психологическая и физическая нагрузка у женщин-аваркомов, можно сказать, раза в полтора выше, чем у их коллег мужчин, а количество работы - не меньше. А потому полевыми комиссарами гоняют практически одни мужики.

Да, вот это ещё один немаловажный аспект в работе аварийного комиссара. Помимо хорошей технической грамотности и знания ПДД с основами и правилами страхования, он должен быть сам психологически достаточно выдержан и быть способным максимально сгладить любую конфликтную ситуацию. Вообще, среди основных задач аварийного комиссара так и выделяется - психологическая поддержка потерпевших на месте ДТП (читай, на месте осмотра). И вот это обстоятельство, то есть необходимость каждый раз общаться с совершенно разными людьми, в различных обстоятельствах в совокупности с неспособностью адаптировать своё поведение к различным нетипичным ситуациям в психологическом плане чрезмерно давит на многих пытающихся попробовать свои силы в профессии. И в итоге, в совокупности с неудовлетворенностью относительно невысокой зарплатой и немалыми нормами выработки (да, здесь тоже есть плановые показатели) они не выдерживают и уходят. Потому текучка кадров на этой позиции была и остаётся очень большой.

Но если вас не останавливает упомянутый негатив, если вы готовы быть постоянно в движении, общаться с разными людьми, быть тем, кто на самом деле знает на порядок больше остальных (то есть быть в общем-то экспертом), тогда я расскажу о том, что, как правило, приходится пройти кандидату, желающему стать аварийным комиссаром.

Итак, допустим, изначально вы никоим образом не соприкасались с автомобильной сферой. Вы находите объявление о найме аварийных комиссаров. Если вас устраивают условия (уровень предлагаемой зарплаты, условия работы и т.п.), рекомендую выбирать, если предложений несколько, из тех, где среди прочих указано название организации, чтобы заранее отсеять заведомые «левые» конторы. Уделите хотя бы час свободного времени на то, чтобы поискать в интернете максимально возможную информацию о конторе, в которой вы потенциально готовы работать: есть ли сайт, профили в соцсетях, сколько она существует, где располагается, имеются ли отзывы как клиентов, так и бывших работников и преимущественно какие, с какими страховыми компаниями работает.

По поводу оформления в штат: имейте в виду, что многие автоассистанские организации стремятся снизить свои расходы максимально во всем. Это может быть как и оптимизацией их бизнес-моделей, так и откровенное пренебрежение правами работников. Например, принимать новых сотрудников только с оформлением ИП, тем самым заключая с ними, например, не трудовой договор, а договор ГПХ или подряда, что легально избавляет руководство организации от некоторых обязательных социальных платежей и выполнение иных условий, как если бы был заключен трудовой договор. Если же все-таки оформляться в штат, по трудовой книжке, конечная зарплата будет складываться из оклада и премий.

Оклад, сразу скажем, практически везде минимальный, но не меньше официально установленного МРОТ. Далее идут «бонусы», зависящие от вашей выработки и наличия или отсутствия взысканий. Оплата по выработке зависит от того, сколько в той или иной организации стоит один осмотр. Также и осмотры бывают разными и они тоже по-разному оплачиваются. Не ходя вокруг да около, фактически, за минусом всех налогов и без «косяков» аварийные комиссары в Москве получают на руки порядка 25 — 40 тысяч рублей, что, конечно, довольно мало. А заявления об уровне 50 — 60 тысяч предлагаю считать неудачными шутками, поскольку чтобы реально получать такие деньги, нужно фактически работать по 7 дней в неделю. И то, если заказов хватит (не один же аварком работает!). При этом следует еще учесть, что в любой организации (особенно, коммерческой) существует система штрафов. Но о них чуть ниже.

Касательно графиков работы — они могут быть разными как от организации к организации, так и внутри одной фирмы. Чаще всего это режимы 5 через 2 (стандартная рабочая неделя по 8 часов), 2 через 2 либо 3 через 3 по 12 часов. У аваркомов на автомобилях могут быть также ночные смены, если предполагаются выезды на ДТП или иные НС (в моей практике ночью бывали выезды и на плановые осмотры).

Допустим, озвученные в объявлении условия вас устроили. Вы договариваетесь о встрече. Приходите в назначенное время на собеседование. Оно может быть разовым (то есть все может быть решено за одну встречу с одним представителем организации), так и многоступенчатым. Все зависит того, как приём новых сотрудников устроен в той или иной фирме. Вопросы, как правило, стандартно-анкетные: уровень образования, опыт предыдущей работы (если есть), наличие судимостей, военнобязанность и т.п. Чаще всего это первичное анкетирование, которое проводят штатные специалисты-кадровики либо сотрудники кадровых агентств. Если первый этап вы прошли нормально, на следующем вам предлагают уже встретиться и побеседовать с вашим будущим непосредственным руководителем, который по результатам и примет окончательное решение о том, подходите ли вы для этой работы или нет. В принципе, общая схема стандартная и используемая в большинстве организаций при приеме на работу.

Но все познается в нюансах. Например, касательно нашего случая, если претендентов много и есть из кого выбирать, предпочтение отдается тем, кто прежде имел опыт работы в автосервисах, в страховых компаниях, в правоохранительных органах (в первую очередь, МВД), немаловажно даже то, имелся ли у кандидата опыт работы курьером, особенно в крупных городах, потому что работа аваркома носит разъездной характер и очень важно, чтобы он хорошо ориентировался и мог быстро добраться до места осмотра, тем более на ДТП, не плутая и не теряясь. Также для проверки вашей адекватности, логики и уровня знаний ПДД вас могут попросить решить одну или несколько ситуативных задачек в виде теста или открытых вопросов, связанных с вашей будущей работой. Например, что бы вы сделали в той или иной ситуации, или, предоставляя вам заведомо нарисованную схему некоего ДТП, объяснить, как оно, по-вашему, произошло и кто виноват и т.п.

Однако, если людей не хватает, «глубина» собеседования не столь серьезна. И берут фактически всех попало, после поверхностной беседы, что в дальнейшем негативно сказывается на качестве собственно выполнения осмотров и, как следствие, репутации компании среди клиентов. Это также стоит иметь в виду.

Предположим, ваша кандидатура одобрена. Первым делом, вас обязаны обучить основам профессии. На это могут отвести в среднем до месяца. За это время должны обучить как минимум следующим умениям:

— правильно классифицировать повреждения и назначать (рекомендовать) ремонтные воздействия;

— правильно фотографировать ТС, место ДТП, документы;

— заполнять акты осмотра поврежденного ТС, а также, если необходимо, отчетные документы по выезду (например, протокол выезда аварийного комиссара или протокол осмотра ТС);

— правильно заполнять документы, связанные со страховыми событиями (бланки извещений по ОСАГО, заявления по каско компаний-заказчиков осмотра, если имеются).

Перечисленное выше — тот минимум, который необходим, чтобы худо-бедно выполнить самый простейший осмотр.

По хорошему, чтобы чувствовать себя более-менее уверенно и качественно выполнять осмотры, в процессе обучения могут быть рассмотрены такие вопросы как:

— выявление и фиксация ранее полученных повреждений на ТС;

— выявление вероятного мошенничества со стороны клиента, иных участников ДТП или сотрудников компетентных органов (КО), проводящих оформление ДТП;

— разбор и решение типовых и нестандартных схем ДТП, взятых из реальной практики, для выявления механизма ДТП и виновника;

— поведение аваркома при различных нештатных ситуациях, угрожающих нормальному проведению осмотра;

— городское ориентирование (особенно для тех, кто плохо ориентируется в большом городе) и способы быстрого доезда до места осмотра

и т.п.

В любом случае, какой бы объем теоретических знаний ни предполагалось преподать кандидатам в аваркомы, некоторое время (хотя бы несколько дней) должно быть посвящено практическому ознакомлению с предстоящей работой. Сюда могут включатся:

— практические занятия по заполнению актов осмотра, извещений по ОСАГО и иных документов;

— практические занятия по отработке техники фотофиксации повреждений ТС;

— ознакомительные (наблюдательные) выезды в качестве стажёра со штатными аварийными комиссарами, когда можно на практике посмотреть как они работают и выполняют те или иные осмотры (наряды)

и т.п.

В конце обучающего цикла для подтверждения уровня усвоенного обычно проводится некий зачет или экзамен, по результатам которого кандидат подтверждает (или не подтверждает) свою готовность начать работу «в поле».

Также, в зависимости от того, как устроена бизнес- и кадровая модель организации работы в той или иной автоассистанской организации, возможныпериодические (например, раз в квартал, полгода или год) переаттестации аварийных комиссаров, заключающиеся в перепроверке их знаний и навыков через зачёты или экзамены. Положительные результаты переаттестаций могут служить основанием для дополнительного мотивационного поощрения сотрудников. Например, в виде премий или, если так устроен штат, изменения уровня категории или классности специалистов, что обычно влияет на уровень заработной платы.

Здесь уже стоит упомянуть о штрафах. Безусловно, в условиях рыночных отношений это самая болезненная тема для любой категории наемных работников. И аварийных комиссаров, как людей подневольных, эта тема не обошла стороной.

Денежные размеры штрафов зависят, как правило от степени «криминальности» допущенных ошибок сотрудников. Например, чаще всего в разряд «косяков» аваркомов относят:

— необоснованное ремонтное воздействие;

— тесно связанная с предыдущим пунктом некачественная фотофиксация повреждений (смазанность и нечеткость картинки, по которой трудно достоверно подтвердить либо наличие повреждения, либо установить его характер и степень, неполнота зафиксированных на фотоматериале повреждений и т.п.);

— заведомо неполное отображение повреждений от рассматриваемого НС в акте осмотра, что подтверждается фотоматериалом и иными документами (например, справкой о ДТП из ГАИ);

— необоснованное отнесение ранее полученных, эксплуатационных повреждений к рассматриваемому НС;

— опоздание на осмотр;

— необоснованный отказ работника от осмотра;

— подтвержденная жалоба клиента или СК на аваркома

и другие.

Самые досадные и неприятные ошибки — те, которые проявляются во взаимных обязательствах между СК как заказчиками осмотров и автоассистанской организацией. То есть тогда, когда из-за ошибки аваркома теряет прибыль (деньги) его работодатель. Как правило, эти «косяки» связаны с необоснованным увеличением ремонтного воздействия, например, вместо достаточного, экономически и технологически целесообразного ремонта аварком рекомендовал замену детали, тем самым неправомерно увеличив финансовую ответственность заказчика (СК) перед потерпевшим. А если еще аваркомом на месте осмотра выдана смета, по которой клиент сразу может направится в сервис… Через некоторое время из без того невысокой зарплаты работника будут вычитать стоимость и той детали и тех работ по ее замене (а деталей может оказаться несколько!). Так как СК «поставит на бабки» работодателей аваркома. А те, естественно, предпочтут эти деньги стрясти с последнего. Да, ответственность компании за ущерб перед третьими лицами тоже застрахована. Но, объективно говоря, кто ж в здравом уме будет такие вопросы решать через страховку? Ведь подобных случаев может быть не один и не два в год (период страхования) и не у одного сотрудника.

Так что «букеты косяков», после которых аваркомы после месяца работы получают разве что «минималку», хоть не столь часты, но бывают. В таких случаях, когда каждый выезд не обходится без ошибок, руководство предпочтет быстрее «по-хорошему» распрощаться с проштрафившимся работником.

Но не стоит думать, что аваркомы все сплошь косячники и не умеют работать. Конечно же это не так. И они вовсе не живут от зарплаты до зарплаты, перебиваясь с хлеба на воду. Кроме тех денег, которые они получают как основную зарплату, работники могут иметь и иные, вполне легальные источники дохода. Например, большинство работает с графиком 2/2 или 3/3 (а некоторые вообще могут договориться с руководством о работе по иному, устраивающему всех, графику). В итоге, в отличие от пятидневки, имеется гораздо больше свободных дней для других занятий или работы, приносящей дополнительный доход (как пример, в свое время так поступил и автор).

Чаевые — ещё один источник легального пополнения собственного бюджета. Не надо думать, что получить «сверхоплату» от клиента за качественно проведенный осмотр — это моветон. В конце концов, автоассистанс — это сфера услуг. Причем коммерческих. Никто не вправе запретить отблагодарить вас денежным эквивалентом. Насколько мне известно, такая форма «благодарности» не запрещена среди «аваркомовских» организаций. Но я слышал, хоть и не уверен в достоверности такого, что в одной из фирм не поощряли чаевых и рекомендовали всем аваркомам максимально отказываться от них, в случае если клиенты предлагали. А не получалось — в конце смены переводить их в благотворительные организации или детские дома. Думаю, здесь комментарии будут излишни.

В то же время категорически не рекомендуется вестись на получение откровенных взяток. Предлагать могут практически за все, что потенциально в конечном итоге может привести, как говорится в гражданском законодательстве «необоснованному обогащению» клиента, когда за повреждения своего автомобиля он предпочтет выплату наличными. Чаще всего просят «дописать» в акт детали под замену или ремонт, фактически не имеющие повреждений, либо приписать поврежденные ранее детали, либо заведомо отсутствующие, либо же дополнительное оборудование, которое в принципе может устанавливаться на данной модели, но на данной модификации его не было и вы точно об этом знаете, за заведомо излишние работы и т.д., и т.п. Нужно иметь в виду, что последствия вашего сиюминутного обогащения в конечном итоге аукнутся вам же более существенными финансовыми и репутационными потерями (штрафы, увольнение и связанные с этим потери). Клиенты могут просить, требовать, даже угрожать. Как можно действовать в подобных ситуациях, не навредя ни себе, ни клиенту, будет рассказано в одной из ближайших статей.

Также существуют способы и нематериального стимулирования. Обычно это благодарности клиентов или страховых компаний. В конечном итоге, они также могут конвертироваться в премиальные надбавки или выступить своеобразным смягчителем в случае возможных будущих санкции из-за каких-либо косяков в работе.

Нужно отметить, что в некоторых организациях часть того, о чем говорилось выше, может быть неактуальным. Например, если принимаются сотрудники по принципу аутсорса или подряда, с оформлением по договору гражданско-правового характера или вообще без такового. В таких случаях ограничиваются неким подобием должностной инструкции (которая уже формально, в силу правоотношений заказчика-организации и исполнителя-аваркома будет/должна называться уже по другому), где оговорено, что нужно делать и как выполнять заказы-наряды, именно исходя из специфики данной конкретной автоассистанской конторы. В подобных ситуациях обычно все нюансы должны прописываться в отдельном соглашении/договоре или в виде регламента, являющимся неотъемлемой частью договора. Зачастую здесь уже подразумевается, что аварком в общем уже владеет необходимыми навыками для осмотра ТС. А потому выгода компании в том числе и в том, что ей не приходится тратить ресурсы на обучение новичков.

Также своя специфика может быть у организаций, деятельность которых завязана на какую-то одну страховую компанию. Иногда это может быть и непосредственно подразделение конкретной СК.

Касательно перспектив карьерного роста или вариантов будущего применения своих знаний и навыков в иных смежных автоотраслях, то можно сказать, что они есть. Аварийному комиссару, хорошо и грамотно разбирающемуся в деталировке и назначении ремонтных воздействий, теоретически (и практически), могут предложить перейти на должность, например, специалиста-расчетчика после прохождения курса повышения квалификации для работы в специализированных программах для расчета ущерба (если у компании имеются соответствующие полномочия проводить автоэкспертную деятельность). Также, если такое практикуется в той или иной компании, грамотных специалистов могут привлечь в качестве наставников для вновь входящих в профессию.

Если говорить о сторонних, но близких сферах, с должности аваркома можно уйти в сферу автомобильного сервиса и ремонта. Но тут чаще предпочитают брать спецов с профильным образованием, хотя случаются и исключения. Например, специалистами (мастерами) по приемке в ремонт, специалистами по согласованиям, по работе со страховыми компаниями и т.п.

Часто бывшие аварийные комиссары перебираются непосредственно в страховые компании на должности тех же расчетчиков, специалистов по урегулированию убытков, по согласованиям и т.д.

В статье я не стал выкапывать все о профессии, так как это такие частности, которые раскрываются уже непосредственно в процессе обучения и работы и рассказ о которых не являлся целью. Но в будущих статьях они будут разобраны.

Напоследок приведу несколько ссылок с интересными журналистскими описаниями работы аварийных комиссаров разной степени глубины в хронологическом порядке появления. Думается, кому-то будет полезно ознакомиться:

https://www.zr.ru/archive/zr/2004/12/komissary-kto-oni

https://www.zr.ru/archive/gzr/2009/05/dien-stolichnogho-avarkoma#41

https://www.zr.ru/content/articles/904360-professiya-komissar/