Русская классика и хроники нуара
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!
День добрый, с вами вновь автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара» - специалист по ретрокультуре Андрей Васильченко.
Сегодня мы будем говорить о русской литературе в контексте того, как её можно было бы трансформировать в нуар, будь то на уровне визуальных образов или же полнометражной экранизации
1. Преступление и наказание. Федор Михайлович Достоевский изначально был одним из источников классического нуара, а его программное произведение (не смысле хвататься за топор, а в смысле наличия в школьной программе) идеально подходит для нуара. Роман о злоключениях Раскольникова, это не в полной мере детектив, а криминальная драма, как иногда ещё характеризовали нуар
2. Петербургские повести. Вместо того, чтобы сочинять сказки про Гоголя, лучше бы поставили в стиле нуар его «невский цикл» - с отрезанными носами, сумасшедшими и зловещими стариками – идеальный нуар
3. Евгений Онегин. Не знаю, осознавали ли Пушкин, что создавал «энциклопедию русской жизни», но убийство друга из-за девицы, сюжет как раз в стиле нуара
4. Кому на Руси жить хорошо? Погрузите сюжет поэмы Некрасова во мрак а-ля фильм «Завод», добавьте тему социального протеста и получите первоклассный поэтический нуар
5. Слово о полку Игореве. Древнее произведение — это вовсе не про историю, а про распри, которые привели к пленению Игоря; сцену плача Ярославны сделать наиболее надрывной, а момент затмения солнца снабдить мистическими аллюзиями а-ля «луизианская готика»
6. Демон. Лермонтов и сам себе был персонажем мрачноватым и желчным, а нуар слыл жанром очернительским, почти демоническим. Идеально бы нашли друг друга
7. На дне. Знаменитая пьеса Горького даже не нуждается в особой нуар-переделке. Там и так все безнадёжно и печально, как в классическом нуаре, в сюжетах которого похмелье было едва ли не главным атмосферным состоянием
8. Воскресение. Повесть Льва Толстого легко переделывается в рассказ о непутевой femme fatal Каюше Масловой, которая своими глазами а-ля «мокрая смородина» губит мужчин направо и налево.
9. Гранатовый браслет. На самом деле в творчества Александр Куприна много что можно переделать под нуар, но страдания и тайны, заложенные в упомянутой повести подходят лучше всего.
10. Темные аллеи. Не то чтобы Иван Бунин был сумрачным литератором, но названия кино-нуаров обычно содержали в себе упоминания части городского ландшафта и мрачноватую её характеристику. «Темные аллеи» не в силу содержания, а по причине созвучия и невольных ассоциаций могли бы быть превращены в нуар.
Сайт о жанре нуар noir-film.ru