Найти тему

Про эффект утенка, или почему у людей такие разные впечатления об одной и той же стране

Оглавление

Раньше я удивлялась, почему люди, побывавшие в одной и то же Болгарии, на одном и том же курорте, а часто даже в одном и том же отеле, так по-разному оценивают свою поездку и увиденные места. Мне кажется, все дело в первом впечатлении. Объясню подробнее.

В психологии есть такое понятие как импринтинг. Его еще называют эффектом утенка. В маленьком птичьем мозге каждого птенца заложена простая программа: первый увиденный после вылупления из яйца объект - это мама. Мама, за которой надо ходить, которой надо подражать. Если вместо мамы птенец увидит бородатого ученого, то он будет считать мамой бородатого ученого. если увидит собаку - будет считать мамой собаку (но в этом случае семейная идиллия, вероятно, продлится недолго). И так далее.

Почти как люди

Казалось бы, при чем тут люди? А при том, что мы, в сущности, устроены ненамного сложнее, чем утята. И первое впечатление для нас тоже многое определяет, причем в большинстве случаев мы это не осознаем. Приехали в Болгарию в дождливый день - запоминаете страну как место, где постоянно идет дождь. Приехали в солнечный - в подкорке откладывается информация, что тут всегда светит солнце. Увидели пьяного в аэропорту - воспринимаете болгар как алкоголиков. Первый встречный подарил вам мартеницу и поздравил с праздником - запомните всех болгар как милейших доброжелательных людей.

Нет, мы все-таки чуть-чуть сложнее, чем утята, поэтому со временем, получая новый опыт, корректируем свои впечатления. Встречаем по одежке, а провожаем все-таки по уму. Но тут такое дело. Чем человек умнее, тем он гибче, тем легче меняет свою точку зрения, перестраивается. если же человек не очень умен, то он ограничивает себя жесткими рамками, заданными первым впечатлением, а все, что за этими рамками, в упор не видит. Соответственно, провожать по уму он уже не может, он запомнил одежку, и только на нее ориентируется.

Гениев мало, круглых дураков тоже, все мы где-то посередине. И у всех разное время уходит на то, чтобы изменить свое мнение и научиться видеть мир за рамками первых впечатлений.

-2

Что происходит потом

Эти рамки имеют еще такое свойство. Сознание человека регистрирует в первую очередь то, что не вступает в конфликт с представлениями о мире. Т.е. мы как-то легче поверим в то, что нам навстречу по улице идет кошка, а не тигр или, скажем, инопланетянин. Если у вас первые впечатления были положительными, то вы потом будете находить им подтверждения. Положительные. А если первые впечатления были отрицательными, то вы будете потом видеть только негатив.

Конечно, есть исключения. Можно не видеть мелочи, но если вам навстречу действительно идет условный тигр, вы рано или поздно это признаете. И впечатление поменяете. Однако пока речь идет о мелочах, этот закон работает - вы видите то, что подтверждает ваши впечатления.

Собственно, поэтому об одних и тех же событиях могут остаться совершенно разные воспоминания. И об одной и той же стране тоже.

Есть и хорошие новости

Хорошая новость! Эффект утенка можно использовать с выгодой для себя. Как это сделать, я рассказываю в подробной статье на моей сайте.

Ну а теперь традиционно - лайк, репост, подписка. И ждите новые статьи!