Найти тему
sevprostor

Что может быть общего у корел и чукоч

Думаю, большинство прочитавших заголовок решит, что я не знаю, как правильно написать названия этих народов - чукчей и карел. Кто-то подумает, что я пишу так из вредности. А кто-то, наверняка, уже приготовился писать комментарий о моих невысоких умственных способностях.

Почему я пишу именно так? Потому что рассказывая о нашем прошлом, порой, для большей аутентичности, хочется назвать народы также, как их называли этнографы того времени. И не только этнографы. Это в принципе было распространенное дореволюционное написание, продержавшееся аж до первой половины ХХ века.

Такое словообразование можно встретить, например, у этнографа В.Г. Богораза в научных работах, посвященных чукчам. И у него даже текст был отдельный под названием "Очерк материального быта оленных чукоч" от 1901 года.

А если брать более стародавние времена, то тогда и вовсе могли писать "чюкоч". Например, Павлуцкий писал о походе 1731 года:

«И 9 маия дошед до первой сидячих около того моря чюкоч юрты, в коей бывших чюкоч побили… Усмотрели от того места в недальнем разстоянии… сидячих одна юрта и бывших в ней чюкоч побили… И дошед до их чюкоцкого острожку… и в том остроге было юрт до осьми, кои разорили и сожгли».


Анадырские казаки подтверждали крайне враждебные действия Павлуцкого: «Чукоч, не призывая в подданство, побил до смерти»
.

Кое-где такие варианты написания сохранились до сих пор. Например, могила матери всех чукоч — особо почитаемая чукчами местность в окрестностях посёлка Уэлен.

И это же относится и к карелам. Например, Михаил Анатольевич Круковский в своей книге "Олонецкий край: Путевые очерки", написанной им в 1904 году, везде карел называл именно корелами.

Или у Ефименко Александры Яковлевны работа, опубликованная в 1877 году, называлась: "Народные юридические обычаи лопарей, корелов и самоедов Архангельской губернии".

Так что если где-то увидите такое написание, не пугайтесь и не ругайтесь, возможно в тексте просто использован анахронизм, для того, чтобы подчеркнуть историчность происходящих событий. Либо текст сам по себе несовременный.

На отдыхе во время сенокоса. Место съемки: Карелия, Олонецкий р-он. Автор: Беликов Александр Антонович, 1927 год
На отдыхе во время сенокоса. Место съемки: Карелия, Олонецкий р-он. Автор: Беликов Александр Антонович, 1927 год