Найти тему
Все о грузовиках – Trucksplanet

Успех и провал грузовика Kenworth с газотурбинным двигателем

В настоящее время лишь один грузовик может с легкостью догнать легковой автомобиль - это электрический Tesla SEMI, способный творить настоящие чудеса на дороге. Но в начале 50-х годов в США у него был соперник - Kenworth 500-серии с газотурбинным двигателем!

Только представьте, что чувствовали водители других грузовиков, когда их догонял и обгонял необычный грузовик, у которого не было капота, а под ним - не было двигателя в привычном понимании этого слова. А еще он звучал совершенно иначе: вместо рыка - лишь свист, как у реактивного самолета.

-2

На самом деле, это был практически самолет. Газотурбинный двигатель особой конструкции специально для грузовика разработала авиастроительная компания Boeing. Мотор располагался на месте стандартного, но был намного более компактным: его высота не превышала высоту передних крыльев.

-3

Конструктивно ГТД был довольно простым. Он был оснащен центробежным компрессором и выдавал около 175 л.с. при номинальных 22650 оборотов в мин. Силовой вал соединялся с планетарным редуктором, снижавшим обороты до привычных автомобилистам 2500 об/мин. Далее к нему пристыковывалась практически стандартная трансмиссия.

-4

Весь потенциал необычного для грузовика двигателя раскрывался на трассе. ГТД давал грузовику прекрасную динамику, конструктивно он был проще, чем дизельный мотор, а расход топлива был примерно на одном уровне. Раздельные валы компрессорной и силовой части исключали возможность остановки турбины из-за перегрузки на подъемах.

-5

Но это было на трассе. Когда автомобиль попадал в городские условия, все его плюсы оборачивались минусами. На малых скоростях расход топлива взлетал до небес, а ресурс стремительно падал. А все дело в том, что турбине требовалось много холодного воздуха для оптимальной работы. Кроме этого, грузовик извергал огонь из выхлопных труб, что было крайне опасным во время погрузки и разгрузки в крытых складских помещениях.

-6

Итог оказался тем же, к которому пришли советские инженеры (да, они тоже испытывали ГТД на коммерческой технике, прежде всего на автобусах): газотурбинные двигатели пока не лучшее решение для автомобилей. После этого тему ГТД практически полностью закрыли.