Новосибирский Академгородок когда-то представлял собой целостную структуру, продуманную и четко организованную. Все объекты входили в состав образованного по инициативе академика М. А. Лаврентьева Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). СО РАН финансировалось из федерального бюджета, но распоряжалось своим имуществом и территориями само.
В Верхней зоне Академгородка располагались институты, университет (НГУ), образовательные учреждения, жилье ученых, объекты культуры и быта и спортивные объекты для них.
В Нижней зоне – обслуживающие предприятия: автобаза, склады; пара институтов, жилье для работников этих предприятий, образовательные учреждения, объекты культуры и быта и спортивные объекты для них.
Неотъемлемой частью можно также было считать и Шлюз, там располагались ЖБИ, объекты судоходства, места пляжного отдыха.
Все основные объекты были соединены ветками железной дороги.
Люди, конечно, как бы ни хотелось думать иначе, уже тогда делились, как в известном анекдоте, на «светло-зеленых» и «темно-зеленых». Но при наличии способностей никто и ничто не мешало детям из рабочей семьи получить образование, закончив универ, и пойти работать в научный институт, тем самым перейдя в разряд «светло-зеленых».
Большое внимание уделялось благоустройству и внешнему виду микрорайонов в составе Академгородка. Верхнюю и Нижнюю зоны соединяли велодорожки, перед каждым институтом были велопарковки, и многие сотрудники ездили на работу на велосипедах.
Все живые изгороди и газоны поддерживались в идеальном состоянии. На газонах цветы высаживались в виде разных надписей и узоров. Жители многоэтажных домов высаживали во дворах кусты и деревья.
Дома строились по четкой схеме и не превышали 4-5 этажей.
Но многие люди жили в бараках, поэтому в 1980-х началось строительство 9-этажек в Нижней зоне.
В 1990-х, как и во всей стране, начался бардак. Начальники предприятий набивали карманы, а работники годами сидели без зарплаты. Предприятия начали приходить в запустение. Все «прихватизировали», разворовали в частные руки. Институты сдавали половину своих площадей в аренду разным начавшим тогда появляться маленьким фирмам. Постепенно начали расхапывать и «Экспериментальное хозяйство», на территории которого выращивались различные экспериментальные виды растений. Что-то прихватил город, что-то дачные общества и кладбище.
В 2000-х институты немного оправились, стали нормально финансироваться. Однако Нижняя зона Академгородка уже была окончательно «потеряна» для Верхней. Она стала просто спальным районом, и больше никак не была связана с СО РАН; в зданиях и сооружениях предприятий возникли магазины, склады, офисы. Началась бесконтрольная застройка.
Сначала она была вполне себе аккуратной, кое-где, конечно, загородили свет маленьким домам, но в основном строили на месте бараков, и вырубалось только небольшое количество деревьев. В Верхней зоне тоже успели вырубить деревья и построить несколько домов, но они вполне удачно вписались в ландшафт, а дальнейшее строительство там запретили (кроме расширения НГУ).
В 2010-х гг. запах денег дотянулся до многих: стоимость квартир в новостройках в Академгородке выше, чем в городе Новосибирске, поэтому все пытались урвать кусок, чтобы построить очередной х-этажный дом. С этажами уже стесняться перестали: 12, 17, 24… Обновлением транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры никто "не задурялся".
Сначала начинали строить, потом получали разрешение (чемоданчик в помощь, видимо), некоторые дома потом годами вводили в эксплуатацию. Ради строек добились уничтожения железнодорожного сообщения внутри Нижней зоны - теперь все товары возят фурами, добивая дороги. Не погнушались и зоной затопления: понастроили многоэтажек «с видом на море», на территории, которая первой уйдет под воду, если что-то случится с дамбой.
Все стройки, где вырубался лес, всегда назывались «домами для молодых ученых». Вырубили весь оставшийся лес, и понастроили там коттеджей. Теперь всем городом удивляются, почему в городе пыль и такие сильные ветры.
Появились еще какие-то комиссии, норовящие вырубить последние деревья во дворах, чтобы те вдруг не упали во время урагана и грозы. Следить надо за деревьями, вовремя обновлять, а не вырубать все подряд до голого поля, тем самым способствуя возникновению тех же ураганных ветров.
В это же время еще часть объектов СО РАН перешла к городу. Городу отдали и относительно большой спорткомплекс, с тех пор ни каток, ни хоккейная коробка там больше не заливаются даже арендаторами.
Но, оказалось, все это были просто цветочки. Теперь начались ягодки. Какому-то «мудрецу» взбрела в голову очередная идея с переименованием. Очередной масон (старовер, зороастриец или неизвестно еще кто) придумал, что не только милиция станет лучше, если ее переименовать в полицию, не только авиапассажирам станет радостнее летать, если переименовать аэропорты, но и наука «попрет в прорыв», если придумать сначала «Технопарк», а потом и «Академгородок 2.0».
«Технопарк» стал очередным местом для аренды помещений всякими околонаучными торговыми компаниями.
Решили перезагрузиться (как в свое время Клинтон, нажав на бутафорскую красную кнопку) еще раз. И, долго не думая, придумали «Академгородок 2.0».
И вот под эту песню Правительство вдруг решает, что надо бы создать очередную «структуру под структурой», которой передать для оптимизации (= разбазаривания) практически все территории и объекты, находящиеся сейчас в ведении СО РАН.
Таким образом, вскоре мы не увидим не только «Академгородка 2.0», но и прежнего Академгородка – некогда важного научного центра. Убедительная победа: Москва – Академгородок – 2 : 0.