Как сделать интересной компьютерную игру? Рецепт простой: хороший сюжет, адекватная графика, и самое главное - градация сложности.
В мире мало игр, у которых есть проблемы с лёгким уровнем сложности, разве что порой он бывает слишком дегроидным, но это мелочи жизни, да и новичкам надо адаптироваться.
Являясь большим любителем выживалок и стратегий я могу сказать что условный Затерянный мир 3 является очень казуальным. Я как раз его на днях решил перепройти. И да, он был для меня слишком простым: я не ощутил никакой сложности и ничего хардкорного. Но в 12 лет эта игра была для меня непроходимой, если не использовать читы. И сейчас я прекрасно понимаю что для меня The Long Dark на уровне "Непрошенный гость" - это лёгкая прогулка, а для кого-то "Пилигрим" станет непосильным испытанием. И я ни в коем случае не буду кого-то ругать за нежелание проходить игры на высокой сложности. В конце-концов игры нужны для релаксации и удовольствия, а этот процесс все понимают по-разному, и не надо строить из себя непонятно кого, проходя Outlast на сложности "Психопат" чисто ради галочки.
Но хардкор тоже разный бывает разный. Где-то за него хочется пожать руку разработчикам, а где-то по репе двинуть за откровенную халтуру. Второе я и разберу, попутно подобрав примеры из первой категории, чисто для сравнения.
К Dark Souls моё отношение весьма неоднозначное. С одной стороны есть очень крутой сюжет и действительно игра ставит перед нами серьёзное испытание... Вот только из чего состоит это испытание? На самом деле, если освоить базовую механику "тёмных душ" то всё становится достаточно просто, за исключением одной детали: большинство боссов в игре имеют слишком большой запас здоровья. На финальную битву я вовсе убил полчаса своего времени. Уж извините, но тут мой однозначный дизлайк разработчику.
Качественной альтернативой я вижу такую игру как Bayonetta.
На лёгких уровнях сложности игра проходится простым клацаньем двух кнопок, зато на хардкоре игра и правда даёт тебе возможность познать всю суть садомазо (особенно учитывая типаж самой Байонетты). Противники становятся очень жёсткими и во время прямой конфронтации тебе прийдётся доказать кто из вас сильнее в честном кумитэ (хотя атаковать тебя будут толпой, но не суть), а не рубить босса-жиробаса по полчаса как это заставляет делать Dark Souls.
Мой самый любимый жанр игр - это стратегии. И как бы не было мне неприятно, ещё один участник нашего списка халтурщиков - это культовые Герои Меча и Магии 3.
В чём же халтура? Давно известный факт: на ладье компьютер играет с такой же силой как на ферзе и короле. Единственное отличие - отсутствие стартовых ресурсов. То есть ситуация как с Dark Souls: вместо чтобы сделать интересных оппонентов, с которыми будет тяжело и интересно сражаться, нам просто дают меньший начальный запас прочности. Я уж молчу про то что "король" в Герои 3 вносит слишком большой фактор удачи. Либо тебе выпадут шахты и ресурсы возле замка - и ты в шоколаде, либо всего этого нет и ты в говне.
Эту игру я люблю намного больше героев. Потому что это RTS, а не пошаговая стратегия, потому что куда больше ресурсов и это реально интересно и местами хардкорно: строить экономику параллельно с армией, управляя целой кучей аспектов. И да, у всех оппонентов есть градация сложности, которая очень легко прослеживается.
Ещё один из неоспоримых плюсов крестоносцев - баланс карт, чего в третьих героях добиться почти никогда не выходит. Потому и турнирные игры в Героях могут переживать по несколько рестартов из-за плохого спауна, чего в крестоносцах не бывает, как и всякой пурги типа "морали", "удачи", "страха" и всего такого. Настоящее честное кумитэ во всей красе. Никакого фарта - только скилл.
Ещё один пункт, который делает хардкор хорошим - это когда игра "user friendly", то есть в неё легко начать играть, но стать профи - очень сложно. Идеальный пример - шахматы. Правила шахмат умещаются на одном печатном листе А4. Вы его прочитали и готовы играть, а вот стать гроссмейстером - это уже задача не из лёгких.
И здесь я рассмотрю две игры в жанре MOBA.
И я честно считаю что Дота в этом аспекте хуже. То есть Дота - это когда тебя сразу кинули в клетку ко львам и равнодушно сказали: "Выживай как хочешь." Тебе даже не напишут что одного героя лучше использовать опытным игрокам, а вот этот и для новичка хорош. Я уж молчу о том что Valve поленились официальный сайт игры полностью перевести (на тот же русский). В доте больше активируемых предметов, больше разных аур, но ключевой элемент хардкора в доте - это то что тебя сразу кидают в самое пекло.
В Лиге Легенд с этим неоспоримо лучше (и да, сразу оговорюсь что мне Дота как игра заходит больше чем лига, с оговоркой на коммюнике, которое в доте бесконечно мерзкое, но сейчас не об этом). В игре от Riot вам сначала проводят очень подробное обучение, затем вы какое-то время играете против компьютера. И вот, когда вы созрели, вас начинает понемногу пихать в игру с другими людьми. И чем дальше процесс погружения в игру, тем больше открывается интересных механик, а уж если сравнивать про-доту с про-лигой легенд, то я б даже сказал что вторая или первая посложнее в своей специфике будет. Конечно, отчасти потому что у ЛОЛа очень кривой режим просмотра, в первую очередь за счёт настолько мелкого размера иконок, что я их только под микроскопом рассмотреть могу, но это очень маленький пункт, да и вообще каждому своё. Но факт есть факт: когда игра хардкорная только потому, что новичку в ней путь заказан - это только в ущерб самой игре, и то что в Доте почти не появляется новых игроков - лучшее тому подтверждение.
И самый дебильный хардкор реализован в играх серии FIFA; я говорю про тот самый чёртов гандикап. Больше всего эта хрень проявляет себя в режиме истории, ибо если игре нужно чтобы команда Алекса Хантера проиграла - то она сделает всё чтобы это случилось. Игроки становятся деревянными и теряют мяч так, что у меня возникал резонный вопрос: "Я за Тоттенхэм играю, или за Жемчужину Сочи, футболисты которой на днях упились чачей до потери пульса?" Вратарь оппонентов приобретает суммарную силу Льва Яшина с Давидом де Хеа, суммируя всё это с реакцией королевской кобры и ловкостью мангуста. В то время как твой страж ворот получает уникальные дебаффы:
- Очко Куртуа
- Дизмораль Кариуса
- И на сладкое: Самоуверенность Льориса к моменту когда Франция катала Хорватию 4:1.
Контраргумент: Pro Evolution Soccer. Да-да именно PES: игрулька в разы хардкорнее, но этот хардкор, как и в реальном футболе, происходит из-за цепкости игроков обороны. В ПЕС нет такой дебильной панацеи как: пробежал вингером по флангу и либо навесил на форварда либо сместился в центр и ударил; ПЕС заставляет играть в комбинации и внимательно следить за игрой.
Конечно, всё остаётся на ваше усмотрение: какие-то игры вам нравятся, какие-то нет. Например я, как ни крути, но куда больше люблю Доту чем Лигу, но отрицать очевидные факты считаю глупой затеей. Я лишь надеюсь что разработчики игр будут делать умный ИИ, а не намеренно рубить самого игрока на корню, что намного проще первого варианта, но, на мой взгляд, убивает интерес от самой игры.
А на сегодня всё, спасибо за внимание, и не забывайте про лайки и подписки.