Без всякого преувеличения, Тапиау (современный Гвардейск Калининградской области) можно считать одним из знаковых городов Восточной Пруссии. По крайней мере, именно в тамошнем замке скончались два весьма известных исторических деятеля. Собственно, брошенного в замковое подземелье за критику великого магистра Тевтонского ордена епископа Замланда Дитриха фон Куба в 1474 году попросту уморили голодом. А вот основатель Прусского герцогства Альбрехт Гогенцоллерн 20 марта 1568 года опочил там естественной смертью.
Впервые же прусское поселение Тапиов упоминается в исторических хрониках в 1255 году, в связи со знаменитым походом богемского короля Оттокара II, решившего на время стать крестоносцем. Помогая тевтонцам в завоевании языческих земель, Пржемысл, как известно, совершил недельный рейд, итогом которого стало завоевание Самбии. По ходу дела, он взял и Тапиов, который вскоре онемечили до Тапиау. И хотя основанную орденом на южном берегу Деймы деревянную крепостцу восставшие самбы в 1265 году сравняли с землей, спустя некоторое время она не только восстановилась, но и в 1280 году стала центром нового комтурства.
Еще через 70 лет укрепление отстроили в камне, и вокруг замка начал расти город. Верным признаком его удачного местоположения может служить тот факт, что уже в 1496 году в окрестностях Тапиау бойко функционировали сразу шесть придорожных харчевен. ( Первую в городе кирху построили только через шесть лет, а первую начальную школу – через 16.) В те времена торговые пути пролегали, преимущественно, по рекам, и через Тапиау ежегодно проходило более сотни судов, битком набитых разным товаром. На протяжении трех столетий подряд город процветал, и к XVII веку назрела необходимость жестко упорядочить бившую ключом жизнь местных обывателей.
Власти пораскинули мозгами, и в результате 30 апреля 1684 года свет увидел Регламент «селения, имеющего право устраивать рынки», подписанный городским судьей Иоганном Готлибом Плеебом и окружным капитаном бароном фон Шлибеном.
Как во всех городах того времени много внимания в этом документе уделялось правилам противопожарной безопасности с внушительными штрафами для нарушителей:
«- Так как огонь в этом селении, как, к сожалению, известно, часто приносил большой ущерб, восполнить который мы по сей день не можем, каждые четверть года печи и дымовые трубы должны ревизоваться депутацией. В праздничные дни и дни ярмарок у каждого уже за три дня должна стоять в доме или перед ним бочка, полная воды.
- Каждый домовладелец должен иметь большую лестницу, пожарный крюк и одно кожаное ведро для воды, в трактире же - два.
- Под угрозой штрафа в 6 талеров никто не может после пожара удерживать чужое ведро.
-Да не будет воровства во время пожаров.
- 6 грошей штрафа тому, кто хранит дрова для сушки на печи или за ней. Если дрова за печью загорятся – 4 талера штрафа.
- У кого есть лошади, тот при пожаре должен привезти бочку воды под угрозой штрафа в 1 талер 10 грошей.
- Тот, кто первым будет с водой на пожаре, получит 2 флорина.
- Сараи от жилых домов должны строиться как можно дальше.
- Кузнецы должны поддерживать свой огонь не в доме, но в отдельном месте».
В других положениях Регламента явственно прослеживаются зачатки знаменитой немецкой законопослушности и уважения к частной собственности:
« - Тот, кто предварительно не приглашенный появится перед судом, платит 10 грошей штрафа.
- За одну корову на общественном выгоне - 18 грошей платы.
- Под угрозой штрафа в 12 талеров нельзя поденщикам во время сбора урожая платить больше, чем принято в данной местности.
- Для подбирания колосьев, оставшихся на поле после жатвы, необходимо общее согласие.
- Трактирщики, держащие трактиры по Кульмскому праву, держат свои поля раздельно и охраняют их своими людьми. Остальные жители селения под угрозой штрафа не должны охранять свои поля раздельно батраками или детьми.
- Пастухи нанимаются только по общему согласию сельского суда. Особые штрафных дел мастера должны вести надзор над пастухами, чтобы не возникло какого-либо ущерба другим полям или скоту.
- К осени заборы сноситься не должны. Кто снесет забор своего соседа, платит 10 талеров штрафа.
- Если из-за чьего-либо забора будет причинен вред, владелец забора и владелец скота несут бремя ущерба пополам.
- За взлом забора - 12 талеров штрафа».
Не менее прославленная немецкая аккуратность также не с неба свалилась:
«- Тот, кто на выезде из города свою часть на церковном кладбище не оградит, платит 15 грошей штрафа.
- Навоз и грязь каждый хозяин в границах своего владения должен каждые восемь дней и всякий раз, когда проносят умерших, убирать с улицы в одну кучу.
- Также живущие у церковной стены не должны осмеливаться наваливать отбросы и навоз с улиц под стены церковного кладбища.
- Тот, кто чужаком по возделанным полям идет, платит 6 талеров».
- Ordnung muss sein! (то бишь, «Должен быть порядок!»), - приговаривали власть предержащие, наводя этот самый орднунг железной рукой. А необходимость в драконовских мерах была настоятельная, поскольку тогдашние пруссаки были народом весьма буйным. Прежде всего, имел место настоящий разгул уголовной преступности. Да поведение обитателей Тапиау в быту оставляло желать много лучшего.
«Во время пьянства участились стрельба и взрывы, - гласил Регламент. - Большое несчастье может из-за этого произойти. Свадьбы делать этого также не могут. Нарушители должны немедленно препровождаемы быть в тюрьму».
Взимаемые штрафы обращались на пользу общества:
«Штрафные деньги, из которых одна треть отходит суду, должны быть помещены в закрытую кружку для сбора денег и впоследствии употреблены на приобретение брандспойтов».
Еще один факт из истории «старого доброго Тапиау» подтверждает, что незавидное существование школьных учителей отнюдь не является исключительно российским прецедентом в мировой истории. В XVII веке, дабы тапиаусские педагоги не загнулись с голодухи, им разрешали подрабатывать мелочной торговлей на замковой площади. При этом случались и некоторые издержки. Так, один из наставников, погнавшись за сверхприбылями, принялся спекулировать водкой, что было, в общем-то, запрещено. Однако поданная в высшие инстанции жалоба на делягу почему-то результата в итоге так и не принесла. На этом примере можно убедиться в том, что значение высшего покровительства на протяжении 400 лет своей ценности практически не утратило.