Что происходит с мужчинами, которым в детстве говорили: «Не злись, это плохо! Ты же добрый мальчик…», «Не надо драться, это не хорошо, будь выше этого»…
Злость в культуре нашего общества маркируется как плохое качество. В интеллигентных семьях мальчиков учат «быть выше» драки. Мамы говорят сыновьям: «не связывайся!», а папы — «иди в спортивную секцию». Мальчиков воспитывают хорошими и удобными людьми. Но злость никуда не девается.
Новое место для злости
По законам человеческой психики злость вытесняется в бессознательную область — Тень. А вместе с ней в Тени оказывается и способность человека быстро действовать, потому что злость тесно связана с энергией действия. И в результате, из мальчиков вырастают мужчины, которые составляют долгосрочные планы, стратегии, а как дело доходит до реализации намеченного — «буксуют». А это мешает строить карьеру и достигать каких-либо результатов в жизни.
Возможен и другой вариант, когда энергии действовать много, но результат все еще плачевный. Например, если мальчика в детстве физически наказывают, и тогда он начинает действовать всем наперекор. Или если же активный темперамент у мальчика от природы — то постепенно накапливается злость, с которой мальчик не понимает, как справляться: его никто этому не научил. В этом случае его жизнь может пойти по двум сценариям:
- Негативный. Ребенок попадет в «плохую» компанию, где злость будет приветствоваться и использоваться в антисоциальном контексте.
- «Нормальный». Ребенок научится справляться с злостью, например, занимаясь активным спортом. А повзрослев и оказавшись в бизнесе, он покажет высокие результаты в своей деятельности, так как у него открыт доступ к злости — есть энергия действовать. Мужчина будет быстро взбираться по карьерной лестнице и вот-вот окажется в ТОП-менеджерах. Но ему скажут: «А ты нам теперь не подходишь. Ты не так себя ведёшь. Это называется хамством. У нас так не принято — напрямую «в лоб». У нас другая культура». И мужчина будет обескуражен: «Как же так? То, за счёт чего я приносил результаты, а я умею только так, теперь вдруг называется плохим?». И он даже не сможет адекватно выразить свое негодование, потому что злость ему по-прежнему неподконтрольна. И он будет вне себя.
В обоих случаях не мужчина управляет своей злостью, а злость — им. Вытесненная в Тень злость проявляется в неадекватных формах: либо к ней нет доступа вообще, либо же она «захватывает» мужчину. Злость не становится ресурсом, который можно тратить, как хочется, доставать порцию, необходимую для действия, удержания границ и продвижения проектов.
Случай из практики
Мой клиент-руководитель был недоволен своими отношениями с сотрудниками. Что конкретно его не устраивало, он не мог объяснить. Но его смущало, что люди вели себя с ним как-то отстраненно: получали задания и сразу убегали исполнять.
«Я хотел бы улучшить отношения в коллективе, чтобы меня больше любили»,— сказал он мне на консультации. Когда я поинтересовалась, как он ведет себя с сотрудниками, он ответил: «Я на них никогда не кричу! Ну, иногда, когда очень рассержусь, могу пнуть стул». А HR из его компании при встрече рассказала мне: «Ну, конечно, он орет на них!». То есть руководитель, который иногда подскакивает и пинает стул, искренне уверен, что он никогда не кричит и не выплескивает свою злость на других людей.
Эта история как-раз и говорит о том, что злость у клиента в Тени. А окружающие его люди чувствуют, что человек сдерживает свою злость, и опасаются, что она прорвется. Именно из-за этого отношения с руководителем напряженные.
Работа с Тенью
Работая с Тенью, важно признать злость не как что-то плохое, а как нечто ценное. Ведь силы, которые мы тратим на ее удержание, могут дать нам доступ к мощному источнику энергии. Но эта энергия нуждается в нашем осознанном контроле — «я контролирую эту энергию», «это мой объём, и я понимаю, как и в какой мере его использовать».
Бывает, что человек, будучи ребенком, не мог контролировать свою злость в силу возраста. Став подростком, он не справился с проявлением злости и принял решение, что «злость – это плохо». Но взрослый человек в бизнес-среде в состоянии контролировать свою злость.
Повзрослев, мы можем изменить свое решение на то, которое больше соответствует новой реальности, но это даже в голову не приходит. Потому что детское решение работает как конституция: «это вот так», «мир так устроен», «злость плохая, она под запретом». И на изменения не хватает энергии. Но интеграция Тени дает человеку необходимую энергию, злость становится доступной и позволяет достичь лучших результатов в бизнесе.
Работа с Тенью — это непростой процесс. И мы упомянули только один из аспектов такой работы: когда в Тень у мужчины спрятана злость. Но любое наше качество может быть вытеснено в область бессознательного из-за решения, когда-то принятого ребенком.
Любое наше качество может быть вытеснено в область бессознательного из-за решения, когда-то принятого ребенком.
Чтобы интегрировать Тень, мы проводим выездные ретриты, где делаем много разных процессов. В основном, они направлены на то, чтобы человек получил контроль над максимально большим количеством своих эмоциональных переживаний. Мы наблюдаем, что на таких ретритах всегда находятся несколько человек, которые работают именно с этой задачей — интеграцией злости, принося пользу не только себе, но и своему рабочему коллективу. И у этих людей всегда быстро заметные результаты: им становится легче жить, проще выстраивать взаимоотношения с близкими, сослуживцами, партнерами. Злость становится их управляемым ресурсом для достижения собственных целей.
Автор статьи
Юлия Тертышная — коуч-консультант и партнер Института Коучинга.
Другии материалы о Тени
«Жил был маленький мальчик...» — 4 истории о несчастливом детстве успешных ТОП-менеджеров: «Взрослый Королевич», «Маленький Принц», «Кай» и «Капризный мальчик».
«Жила была маленькая девочка...» — 4 истории о несчастливом детстве успешных ТОП-менеджеров: «Леди обязана», «Алиса в Зазарекалье», «Коралина в стране Тревоги», «Но Царица всё ж милее».
__________________________________________________________________________________________
Прочитать оригинал статьи вы можете на сайте Института Коучинга.