Найти в Дзене
МОСТ ДЛЯ ПОЛИ

ТАК ГОВОРЮ Я

На моей груди висит ключ от входной двери, чтобы я не потерял его и смог попасть домой, когда нагуляюсь.

Когда нагуляюсь...

Никого вокруг. Лето. Мне семь.

Я не пошел в первый класс только из-за болезни. Я слабо развит и хил. Так говорит доктор.

(Нужно заниматься спортом, хиляк.)

На моей груди висит ключ. Под голубой майкой с меткой прачечной снаружи, прямо у шеи. На моих черных шортах такая же метка. Маме некогда стирать, она одна и ей надо работать. Она работает днем в КБ и вечером дома. Я не знаю, что такое КБ, но лучше б она всегда работала дома. Так думаю я.

(Мама, мама, мама, мама, мама…)

Я могу гулять, сколько захочу, пока не устану. А когда устану, то пойду домой и открою дверь ключом, что висит на шее.

И пусть дразнятся.

(Дистрофик, ключ на грудь не давит?)

Я не могу убрать ключ в карман, потому что обязательно потеряю его и не попаду домой, чтобы разогреть еду. Осторожно, на маленьком огне.

(Смотри не устрой пожар!)

Я один, все уехали и никто не гуляет. Кроме меня.

Уж лучше бы дразнились.

(Зовет однажды дистрофик медсестру...)

Некоторые говорят, что в пионерлагере хорошо.

Я не знаю.

Как красиво у нас во дворе. Какие странные строят дома, высокие и холодные. Они блестят на солнце, они кажутся такими огромными. Что, если забраться на крышу? Как там? От одной мысли становится жутковато. С крыши, наверно, видно очень далеко. И можно сидеть на раскаленном железе и смотреть туда, где кончается Москва и начинается лес. Или на Битцевский парк. Там есть голубятня. Я тоже хочу завести голубя, но сначала мне нужно научиться свистеть. Это очень важно. Так говорит мама.

(Свистеть с пальцами, мой дорогой.)

На крыше, наверное, лучше, чем на земле.

Но туда нельзя. Это опасно. Вообще все интересное опасно.

Например, дырка в стене за углом дома. Она черная и ведет неизвестно куда. Колька Васильев говорит, что оттуда появляется рука, если близко подойти. Это рука рабочего, погибшего от взрыва строительных патронов. Так говорит Колька.

(Она схватит, если подойти близко. Схватит и утащит, да.)

Я не верю. Но проверять боюсь. Надо бы спросить у мамы. Надеюсь, она не будет ругаться и про дыру в стене спрашивать можно.

Про папу спрашивать нельзя, это я знаю.

(Хватит задавать глупые вопросы.)

А про дыру в стене, про страшную дыру с черным налетом от взрыва вокруг? Из этой дыры, наверняка, и появляется рука мертвеца. Про нее можно?

Хотя я уже взрослый и понимаю, что все это сказки. Но очень хотелось бы спросить. Не про папу…

Мне уже семь лет и пора взрослеть. Так говорит мама.

(Взрослый сам может разогреть себе еду. Аккуратно. Взрослый может найти себе дело.)

На моих любимых кустах растут белые ягоды. Если набрать их много, а потом топтать по одной, то будет как будто война. Ягоды будут как будто солдаты. Одни будут русские, а другие монголо-татары. Надо обязательно говорить «монголо-татары», а не просто татары. Потому что можно обидеть нашу дворничиху. Так говорит мама.

(Все люди хорошие или плохие.)

Я понимаю. И говорю «монголо», даже когда один. Даже про себя. Потому что я уже взрослый.

Русские должны победить монголо-татар. Я читал. У меня есть любимая книга «История войн».

Выкладываю ягоды на асфальт — это точный план Куликовской битвы. А потом, когда Пересвет победит Челубея, я раздавлю все татарские ягоды.

(«Монголо», конечно, «монголо».)

Дворничиха тетя Айгуль спрашивает, что я делаю.

Разыгрываю битву русских войск со шведами. Людей нельзя обижать. Так говорит мама.

(Тебе приятно, когда тебя обижают?)

Тетя Айгуль отходит и что-то говорит бабушке Жене. Я слышу — она хвалит мои знания. И жалеет маму. Я очень доволен. Ничего, что она сказала про меня, что я больной. Ведь это правда.

Надо всегда говорить правду.

(Всегда. Так поступают хорошие люди.)

Как тихо становится на улице, когда тетя Айгуль и бабушка Женя уходят. Я люблю эту тишину и боюсь ее. Так бывает. Прислушиваюсь. Где-то совсем далеко гудит электричка. Мне грустно, потому что электричка исчезла куда-то — вернее, ее звук. Но у меня есть надежда. Я сажусь прямо на песок в песочнице. Жду, когда проедет следующая...

В конце концов, все люди умирают. Я знаю об этом, потому что взрослый. И потому, что так говорит мама.

(Так бывает; иди, поиграй, у меня много дел.)

Я боюсь, что мой папа умер. Боюсь, что это случилось, а мне не сказали. Боюсь больше дыры в стене. Но и спрашивать об этом боюсь. Потому что лицо у мамы делается каким-то странным, как у злой колдуньи из мультфильма. Она не ругается, но лицо меняется на глазах. Я не хочу этого видеть и убегаю, не дослушав ответа. А узнать как-то надо.

Электричка едет. Еще одна.

Антон поехал с отцом на рыбалку. Я видел вчера, как они садились в «Москвич» и клали в багажник складные удочки и складные стулья. Но я заставляю себя не завидовать, хотя мне совершенно не понятно, почему Антон едет с отцом на рыбалку, а я сижу в песочнице один. Так надо? Кто придумал, что так надо? Почему? Но я не завидую. Потому что завидовать плохо. Так говорит мама.

(Что ты нюни распустил? Будь мужчиной. Зависть — плохое чувство.)

Мама говорит, что когда ее долго нет, а мне скучно и одиноко, то можно сочинять сказки и всякие истории. Я пытаюсь придумать что-то. Но делать этого не умею. Надо бы спросить: как это — придумывать историю? Об этом можно спрашивать. Я знаю.

Она придет с работы и спросит.

(Ты сочинил какую-нибудь историю, дорогой? Я так люблю слушать твои истории.)

И я скажу: да, сочинил. Я сочинил историю или сказку — про черную дыру в стене. Про черную страшную дыру, в которой живет рука погибшего рабочего. Да-да, рука, которая утаскивает людей и которая, возможно, утащила отца одного мальчика. У нас во дворе.

Я жду, время тянется. Оно почти застыло в летнем воздухе. Ничего не происходит.

Становится тревожно. А придет ли мама? Не исчезнет ли в никуда, как исчезают люди? Как исчез отец.

Что будет, если мама исчезнет?

(Так бывает. Не задавай глупых вопросов.)

Я смогу жить. У меня на шее висит ключ, этим ключом я открою дверь и разогрею себе обед. Я умею расстилать постель и чистить зубы. Я могу подмести пол и вымыть посуду. Я могу ходить в магазин за покупками.

Слезы крупными каплями капают на песок, новые опять наворачиваются на глаза. Но сквозь них я вижу идущую к нашему дому маму. Она возвращается с работы. Из КБ.

На ней легкое очень красивое платье. Оно развевается на ветру. Она почти бежит ко мне, и я бегу ей навстречу.

— Ну, чего заплаканный, соскучился? Нельзя распускать нюни. Будь мужчиной.

Я киваю. Мама всегда говорит так.

— Накопил вопросы за день? — она улыбается, приседает и вытирает мои слезы своим носовым платком.

Да, я накопил вопросы. Сейчас, наконец, их задам.

— Скажи, мам, — я оборачиваюсь и смотрю на черную дыру в стене дома, оглядываю пустой двор, раздавленные мною белые ягоды, песочницу и далекие красивые дома новостроек.

— Ну, — говорит мама, — спрашивай, или пошли домой.

— Я соскучился. Я совсем один целый день и хочу на рыбалку.

— Ну, будь мужчиной, дорогой. Кто тут из нас двоих мужчина, а?

— Я.

— Вот.

Она смотрит секунду мне в глаза, потом приподымается, берет меня за руку, и мы идем домой. Ее рука теплая и мягкая. Я забываю про все, что было со мной в этот день. Я забываю свои вопросы. Почти совсем. До завтра.

— Ты сочинил какую-нибудь историю, дорогой? Я так люблю слушать твои истории.

— Да, — отвечаю я. — Я тебе потом расскажу.

Конечно, за этот день я придумал много историй. Я придумаю еще больше. Потом.

(И буду записывать их, когда научусь писать, мама.)

Если тебе нравится их слушать. Или читать.

Ссылка на источник обязательна. Подписаться на канал можно здесь.