Найти тему

Давайте поиграем в рыцарей!

Оглавление

Представьте себя средневековым рыцарем. Какого цвета был бы ваш плащ и попона вашего коня? Какой бы цвет доминировал на вашем гербе? Если же вы дама, то какого цвета одеяние вашего рыцаря? Представили? А теперь давайте раскодируем смысл наших рыцарских грез с помощью цветового кода средневековья.

В культуре средневековья цвета несли двойную символическую нагрузку: религиозную и светскую. При этом цвета не имели жестко закрепленных за ними смыслов и сохраняли смысловую амбивалентность. К примеру, красный цвет мог одновременно символизировать как страдания и кровь Христа, так и похоть, и грех в целом. В средневековье цвет стал предметом профессионального интереса в геральдике, алхимии и красильном ремесле. Тинктуры рыцарских доспехов и гербов, цвета ливрей и конских попон были призваны отличать рыцаря и его окружение во время турнира и на поле боя, но также и указывать на конкретную рыцарскую добродетель, ярко выраженную в нем самом и бытующую в его роду. Начиная с 12-го века европейская геральдика разрабатывает систему цветовых кодов для рыцарского сословия и создает свой особый язык – блазон (blazon), позволяющий точно описать герб рыцаря. Этим языком стали пользоваться герольды, профессионалы-практики, распознававшие гербы участников рыцарского турнира и следившие за тем, чтобы вновь создаваемые гербы соответствовали правилам геральдики.

Среди авторов геральдических трактатов не было единого мнения как в отношении цветовой символики, так и в отношении иерархии цветов. С 14-го века европейские геральдисты начинают выстраивать линии соответствия между цветами, добродетелями и драгоценными камнями, добавляя в эту таблицу планеты, знаки зодиака, темпераменты, стихии и дни недели, но и здесь не было единства. Так синий, или лазурь в геральдике, в анонимном французском трактате 15-го века сопрягается с сапфиром, Венерой, красотой и пятницей, а в трактате знаменитого французского геральдиста Жана Куртуа (в том же 15-м веке) лазурные добродетели это верность (loyalty), ученость (science) и справедливость (justice), лазурная планета – Юпитер, а лазурный день недели – вторник.

Алхимический цветовой код отличался от геральдического - у алхимиков цвет означал стадию Великого делания - трансфигурации обыкновенного металла в золото и обыкновенного человека в человека совершенного и давал название этой стадии: nigredo (черный), albedo (белый/серебро), citrinitas/xanthosis (желтый), rubedo (красный).

Средневековый рыцарский роман порой сознательно, порой неосознанно использует эти цветовые коды, облачая своих героев в тот или иной цвет или вводя в повествование цветных – черных, красных, белых, зеленых – рыцарей. Так в седьмой книге ‘L’Mortе D’Arthur’ (1485) Томаса Мэлори мы встречаем пять монохромных рыцарей – Черного, Зеленого, Красного, Синего и Коричневого. Мэлори мог быть знаком с трактатом валлийского геральдиста 14-го века Джона Тревора ‘Tractatus de armis’, что же до алхимических трактатов, то в 15-м веке они были в широком ходу в Англии.

Седьмая книга «Смерти короля Артура» посвящена сэру Гарету (Gareth), племяннику Артура, сыну Моргаузы Оркнейской и младшему брату сэра Гавейна. Мы помним, что Гарет появляется при дворе Артура и, не раскрывая своего имени и происхождения, просит короля исполнить три желания. Артур, любитель чудес и странностей, охотно соглашается. В результате Гарет оказывается на королевской кухне, где исполняется его первое желание – быть накормленным и напоенным. Там он подвергается насмешкам сэра Кея и получает от него прозвище Beaumains – «прекрасные руки», намекающее на его никчемность и безделье. Но у Гарета действительно большие и красивые руки, и в его прозвище можно увидеть намек и на алхимическое Великое делание. Через год Гарет отправляется в свой первый квест, цель которого – вызволить леди Лионессу из плена Красного Рыцаря (The Red Knight of the Red Launds, or Sir Ironside), осаждающего ее замок (так исполняется его второе желание). По пути сэр Гарет вступает в схватку с четырьмя братьями – Черным (The Black Knight of the Black Launds, Sir Percard), Зеленым (The Green Knight, Sir Pertolepe), Красным (это подготовительный Красный, Sir Perimones) и Синим (Sir Persant of Inde) рыцарями и побеждает их.

Квест сэра Гарета можно читать и с помощью геральдического кода, и с помощью алхимического. Общей для обеих интерпретаций будет метафора проявления скрытых достоинств Гарета через его подвиги. В поединках с «цветными рыцарями» Гарет последовательно присваивает рыцарские добродетели – качества рыцаря, достойного почета (a worshipful knight), доказывая свое право войти в четверку самых доблестных рыцарей Круглого стола. Гарет выезжает в поход в золотом одеянии, доставленном ему карликом, что совсем не соответствует его статусу поваренка, a kitchen page, a foul kitchen knave, как презрительно называет его леди Линетта, сестра Лионессы, приехавшая просить Артура о помощи. Золото – царственный цвет, символ благородного происхождения и сопутствующих ему богатства, утонченности, цивилизованности. Гарет знает, что обладает всеми этими достоинствами по праву рождения, но желает доказать, что хотя высокое происхождение дает пропуск в рыцарство, оно еще не делает посвященного достойным рыцарем. В самом начале квеста Ланцелот посвящает Гарета в рыцари, но он делает это, исполняя третье желание Гарета по указанию короля Артура, так что Гарет становится рыцарем по прихоти, а не по праву рождения.

Средневековая геральдика выделяла два главных цвета спектра – черный (чёрнь) и белый (серебро), и располагала между ними второстепенные цвета – красный (червлëнь), синий (лазурь), желтый (золото) – в порядке восхождения от черного (низшего - запятнанного белого) к белому (высшему, символизирующему свет). Зеленый цвет считался некоторыми геральдистами третьестепенным. Мэлори помещает четырех своих монохромных рыцарей в соответствующий монохромный пейзаж, тем самым усиливая символический смысл цвета и превращая его в троп, позволяющий прочитать квест Гарета как путь обретения рыцарем морального или духовного совершенства.

Black

Первый соперник сэра Гарета, или сэра Beaumains, - Черный Рыцарь, или the Knight of the Black Launds. Мэлори дает такое описание его места обитания:

“…there was a black hawthorn, and thereupon hung a black banner, and on the other side there hung a black shield, and by it stood a black spear great and long, and a great black horse covered with silk, and a black stone fast by”.

Это вполне сказочное описание может напомнить нам детские страшилки или жанр urban legends, где к черному-пречерному тёрну привязано черное-пречерное знамя и прислонен черный меч, и там же стоит длинное-предлинное черное копье, и к черному камню привязана огромная черная лошадь, покрытая черным шелком. Сам рыцарь одет в черные доспехи (all armed in black harness). Рыцарь отказывается было сражаться с Гаретом, потому что тот кухонный работник и не ровня ему, тем самым блюдя заповедь рыцарского кодекса о том, что рыцарь вступает в бой только с равным и не может обижать низшего. Гарет в честной битве убивает Черного Рыцаря, надевает его доспехи и пересаживается на его коня. Что же за базовую рыцарскую добродетель присваивает себе сэр Гарет? Черный цвет, помимо смерти и скорби, символизировал смирение (humility), постоянство (constancy), благоразумие (prudence) и терпение (patience). Эти свойства сэр Гарет демонстрирует в общении с леди Лионеттой, постоянно подвергающей его оскорблениям из-за его низкого происхождения. Алхимический черный – нигредо – темная ночь души и начало восхождения.

Green

Следующий соперник сэра Гарета – the Green Knight, sir Percard: “… a knight drove … all in green, both his horse and his harness”. Встречают его сэр Гарет и леди Лионетта в лесу:

“… the Green Knight rode unto a horn that was green, and it hung upon a thorn, and there he blew three deadly motes, and there came two damosels and armed him lightly. And then he took a great horse, and a green shield and a green spear”.

Зеленый рыцарь звуком зеленого рожка призывает двух дам, которые надевают на него его зеленые доспехи. Перед нами символ природы, молодости, куртуазной любви, игры и флирта. Зеленый Рыцарь, в отличие от своего брата, просит у Гарета пощады, и тот дает ее при условии, что леди Лионетта пожелает этого. Это еще одно доказательство того, что Зеленый Рыцарь воплощает учтивость и обходительность (chivalry), и не только в отношении дамы, но и в отношении поверженного соперника. Зеленый Рыцарь становится вассалом Гарета, приглашает его в свой замок переночевать и отдает ему тридцать своих рыцарей в услужение, тем самым символически подтверждая переход добродетели куртуазности (courtesy) к Гарету.

Мы можем вспомнить другой средневековый рыцарский роман – анонимный шедевр английской поэзии 14-го века ‘Sir Gawain and the Green Knight’. В нем зеленый цвет символизирует мощь и необузданность природы и явно противопоставлен рафинированности и куртуазности. Страх смерти как природный инстинкт побеждает рыцарскую добродетель бесстрашия и становится для сэра Гавейна еще и символом его собственного позора. Как мы видим, у Мэлори картина обратная – как раз изнеженный Зеленый рыцарь страшится смерти.

Red I.

Красного рыцаря сэр Гарет встречает возле белоснежной крепости (a tower as white as any snow), где на прекрасном лугу расположились шатры рыцарей и идет подготовка к рыцарскому турниру. Красный Рыцарь, как и его брат, Зеленый Рыцарь, сначала принимает сэра Гарета за своего брата Черного Рыцаря, потому что Гарет по-прежнему в его доспехах и на его коне. Выяснив, что перед ним убийца брата, он вступает в ним в двухчасовой поединок, заканчивающийся поражением Красного Рыцаря. Красный цвет, цвет Марса – цвет мужества (valour), храбрости (courage), ярости (rage), воинственности (belligerence, militancy). Мэлори подчеркивает эти качества, указывая длительность поединка и описывая его интенсивность: “… they put their swords afore them and drew their swords, and either gave either sad strokes, now here, now there, raising, tracing, foining, and hurling like two boars, the space of two hours”. Само место действия – поле (fair meadow) для турнира перед крепостью, усеянной бойницами (matchecold all around) и окруженной двумя рвами (double-dyked), на воротах которой висят пятьдесят щитов разных цветов – символизирует воинскую доблесть рыцарей. Белый цвет крепости может символизировать безупречность воина, пока не достигнутую Гаретом, но уже явленную как идеал. Красный цвет в геральдике располагается посередине между черным и белым, указывая на перевал в середине пути сэра Гарет. Отвлекаясь от символики цветов, можно просто полюбоваться этой сценой, ведь Мэлори сводит в ней три базовых цвета средневековья: на фоне белой крепости бьются красный и черный рыцари.

Blue/Inde

Говоря о Синем Рыцаре, Мэлори использует слово Inde (индиго), а не стандартное blue и не геральдическое azur, и называет Синего Рыцаря Sir Persant of Inde. Этот последний из четырех братьев описан, как правительственная особа, в полном согласии с символикой синего – цвета гербов французского короля и короля Артура. Гарет и Лионетта видят “a city rich and fair” и поле для турниров, на котором располагаются пятьсот рыцарей. Шатер Синего Рыцаря можно распознать по цвету:

“… pavilion that is all of colour of Inde, and all manner of things that there is about, men and women, and horses trapped, shields and spears were all of the colour of Inde”.

У Синего Рыцаря и придворные одеты в ливреи цвета индиго. И сам он - “the most lordiest knight that ever though lookedst on”. Ведет он себя тоже вполне по-королевски, посылая гонца узнать у Гарета, “whether he came in war or in peace”. Побеждая Синего Рыцаря, Гарет символически присваивает себе благородство (nobleness, lordliness) крови и поступка, справедливость (fairness) как свойство истинного правителя, а так же и чистоту (chastity как нравственную безупречность), важное качество подлинного рыцаря. Синий Рыцарь испытывает эту добродетель Гарета уже после поединка, посылая к нему в шатер свою восемнадцатилетнюю дочь, и Гарет отсылает ее прочь.

Red II

Сэру Гарету предстоит еще одна, главная битва с другим Красным Рыцарем – The Red Knight of the Red Launds, рыцарем без пощады, вешающим побежденных им рыцарей на деревьях. Это рыцарь символизирует теневую сторону красного цвета – насилие (violence), жестокость (cruelty, ferocity) и безжалостность (mercilessness). Этот красный рыцарь – падший, он преступил законы рыцарского поведения, не проявляя милосердия к врагами и глумясь над их телами. Гарет вступает в смертельную схватку с этой постыдной стороной мужественности, и Мэлори впервые сравнивает сражающегося Гарета и его соперника со львами. Гарет побеждает Красного Рыцаря и освобождает леди Лионессу из его плена.

Внутренний квест рыцаря закончен, и теперь он желает продемонстрировать свое право войти в четверку совершеннейших рыцарей Круглого стола вместе с Ланцелотом, Гавейном и Ламораком в поединке с ними. Все еще не раскрывая своего имени и происхождения, сэр Гарет принимает участие в турнире и побеждает одного за другим рыцарей Артура. При этом он меняет цвета своих доспехов, воспользовавшись волшебным кольцом Лионессы, и оказывается неузнанным. Можно сказать, что он блистает и переливается приобретенными рыцарскими совершенствами, ожидая от Круглого стола признания лишь на одном этом основании. Он похож на павлина, который в алхимической символике означает переход к финальной стадии Великого делания. В конце концов Гарету приходится показать свой истинный геральдический цвет – желтый (или золотой), и на его золотом шлеме герольд Артура читает настоящее имя разноцветного рыцаря – Gareth of Orkney. Здесь явно напрашивается метафора алхимической трансмутации – превращения металлов в золото, однако в алхимии золото символизирует красный цвет и стадия рубедо. А в геральдике и цветовой символике средневековья в целом цвет безупречности и совершенства – это белый, а золотой – цвет рафинированности, благородства и богатства. Так что квест сэра Гарета все же не закончен...

А Ваш?

Автор – преподаватель английского языка Ольга Вышегородцева