Имя Петра Фёдоровича Кривонос раньше знали все железнодорожники Советского Союза. Его трудовые подвиги гремели на всю страну. Это был самый известный в стране машинист.
В 19-летнем возрасте Пётр начал работать помощником машиниста паровоза в депо Славянск Южно-Донецкой железной дороги. Он быстро освоил паровозное ремесло, был готов работать машинистом, но самостоятельно "рулить" ему не давали - слишком молод: "Покатайся ещё лет пять", - говорили руководители. Но за высочайшую квалификацию он удостаивается звания "Лучший помощник машиниста СССР".
Теперь уже стыдно было держать его на вторых ролях, и Кривоноса ставят бригадиром комсомольско-молодёжного экипажа паровоза Эу684-37. На этом паровозе комсомольцы и ставили в дальнейшем свои рекорды.
Кривонос разработал технологию вождения тяжеловесных поездов со скоростью более 40 км/час - в два раза выше, чем была средняя по депо.
Главное новаторство Кривоноса заключалось в следующем.
Тогда бытовало мнение, что на больших подъёмах паровая машина «задохнётся» из-за недостатка пара в котле и поезд остановится. Поэтому, подъезжая к горкам, машинисты экономили пар и побаивались развивать скорость.
А Кривонос, наоборот, открывая большой клапан регулятора, разгонял поезд перед подъёмом. Он увидел, что с увеличением скорости количество пара в котле убавляется незначительно. И чем больше пара «съедает» паровая машина, тем больше выбрасывает его в атмосферу, тем больше разряжение создаётся в топке. А это, в свою очередь, усиливает приток свежего воздуха, уголь горит интенсивнее, тепла выделяется больше. И скорость поезда резко возрастает. Таким образом, приближаясь к подъёму на большей скорости, поезд накапливает кинетическую энергию и легко преодолевает крутой подъём.
Таким образом, форсировав котёл, Кривонос резко повысил скорость поезда. Именно в этом заключался секрет новаторства инициативного машиниста.
Кроме того, Кривонос добился чёткого взаимодействия с ремонтниками. Слесаря гарантировали безупречную работу паровоза до следующего ремонта - тогда такая гарантия была новым словом.
Зачем же нужен был трудовой энтузиазм? Первая половина 30-х годов - это время индустриализации. Строились новые крупные промышленные предприятия, возводились новые города. Грузовые перевозки резко возросли. Железные дороги стали задыхаться без паровозов. Требовалось перевозить максимальное количество грузов минимальным количеством паровозов.
Инициатива Петра Фёдоровича Кривоноса оказалась как нельзя кстати. Но что же она дала самому Кривоносу и его сподвижникам?
20-е и 30-е годы - это время больших социальных реформ в Советском Союзе. 48-часовая рабочая неделя сокращается до 42-часовой, а затем и до 41-часовой. В этот период вводится пенсионное обеспечение, вначале для работников горнорудной и текстильной промышленностей, а затем и для всех городских работников. В связи с появлением всё новых и новых поликлиник и больниц медицина становилась всё более и более доступной для трудящихся. Были и другие социальные достижения.
То есть энтузиасты-железнодорожники видели, что их трудовые успехи по достоинству вознаграждаются государством.
Не случайно у них появилось большое количество сторонников, а само движение стало называться "Стахановско-кривоносовским движением на железнодорожном транспорте".
Интересно, что Пётр Фёдорович Кривонос выступил с идеей увеличения объёмов работы на месяц ранее Алексея Стаханова. Почему же движение передовиков производства получило имя последнего? Как рассказывает Вадим Кривонос, сын Петра Фёдоровича, на самом высоком уровне было решено назвать движение именем человека, который работал в производительной отрасли промышленности - в добыче угля. А чтобы Кривоносу не было обидно, его наградили орденом Трудового Красного Знамени. Всего же у Петра Фёдоровича 4 ордена Ленина, 4 ордена Трудового Красного Знамени, орден "Знак Почёта", звание Героя Социалистического Труда и ещё много других наград.
Начиная с 40-х годов, возглавлял ряд железных дорог, в том числе Северо-Донецкую, Юго-Западную. Умер в 1980 г.