Найти в Дзене
Mankind

Total War

(с 2000) Серия исторических глобальных стратегий от Creative Assembly, охватывающая период от античности до конца XIX века.

кадр из Medieval II: Total War
кадр из Medieval II: Total War

Попытки совместить пошаговые стратегии и стратегии в реальном времени предпринимались и до серии Total War, но она стала одним из первых успешных «гибридов» в истории. Всё началось с того, что в 2000 году компания Creative Assembly, ранее делавшая малоизвестные спортивные симуляторы, выпустила свою первую стратегию. Shogun: Total War была посвящена борьбе за власть в феодальной Японии периода раздробленности. Игроку предстояло взять на себя роль лидера одного из кланов и объединить под своим руководством все провинции Страны восходящего солнца. Игровой процесс делился на две части. На глобальной карте, стилизованной под стол военачальника (карта игры действительно выглядела как бумажная карта, а юниты и города — как настольные фигурки), игрок занимался наймом войск, их передвижением, строительством в городах. В общем, глобальный режим в основных чертах сильно напоминал игры вроде Civilization. Однако когда войска игрока сталкивались с неприятелем, игра неожиданно преображалась: на отдельной реалистичной карте в реальном времени игроку нужно было управлять отрядами и сражаться с солдатами врага. 

Уже в первой игре серии были заложены основы боевой системы, характерной для всех Total War. В бою большое значение имела местность: например, лучники, занявшие высоту, имели явное преимущество в дальности стрельбы перед лучниками, стоящими в низине. Солдаты со временем уставали, особенно от марш-бросков, подъёмов на возвышенности и боёв. Если отряд слишком долго сражался, или потерял много бойцов во время битвы, его мораль постепенно падала, в конечном итоге солдаты могли просто испугаться и убежать с поля боя. Благодаря этим особенностям во время битвы игрок мог реализовывать почти любые тактические ходы: отряд лучников на холме, окружённый копейщиками, становился опаснейшей точкой, а умелый удар небольшим отрядом кавалерии в тыл огромной армии мог перепугать врагов и заставить их отступить. А ещё на бой влияла переменчивая погода: тот самый непобедимый отряд лучников под защитой копейщиков становился беззащитным, если на поле боя опускался туман или если начинался дождь.

глобальная карта Shogun: Total War
глобальная карта Shogun: Total War

В 2001 году к игре вышло дополнение Mongol Invasion, предложившее игрокам альтернативную историю — можно было взять на себя управление войсками монголов и попытаться захватить Японию. В реальном мире обе попытки хана Хубилая поработить Японию провалились из-за тайфунов: стихия просто уничтожила оба флота, отправленных на завоевание. 

Ещё через год состоялся релиз новой игры, Medieval: Total War. На этот раз действие перенеслось в средневековую Европу, что повлекло за собой логичные изменения в геймплее: карта стала намного больше, война наконец-то стала действительно тотальной, а большую роль стала играть религия. Возможностей стало намного больше — например, Папа Римский мог неожиданно объявить крестовый поход, на который должны были откликнуться все католические державы. Намного важнее стала и правящая династия, за которую шла игра — игрокам надо было заключать династические браки и выбирать принцессам достойных женихов, чтобы королевская линия не прекращалась. В остальном же это была хорошо знакомая игрокам Total War. В 2003 году к Medieval вышло дополнение Viking Invasion, посвящённое столкновениям между скандинавами и жителями Британских островов. Однако подлинная слава была ещё впереди: в 2004-м была выпущена Rome: Total War, изменившая облик серии. Как не трудно догадаться, посвящена она была Древнему Риму. 

бой в Rome: Total War
бой в Rome: Total War

Прежде всего, вся игра перешла в настоящее 3D. В те времена графика поражала воображение, да и сейчас игра выглядит внушительно: во время боя вы могли опустить камеру максимально близко к солдатам и рассмотреть даже мелкие детали на их броне. Глобальный стратегический режим больших перемен не претерпел, зато тактический режим наконец-то расцвёл. Именно в Rome: Total War наконец-то разные фракции игрались по-разному. Легионы Рима полагались на дисциплину и тактику (после того, как в игре происходила реформа Гая Мария, можно было даже организовать знаменитую «черепаху»!), варварские племена брали смелостью, хотя с трудом собирались в ровные подразделения, наследники империи Македонского делали упор на непробиваемую и неповоротливую фалангу, а Парфия, например, активно использовала «парфянский выстрел» во время столкновений. Такое разнообразие войск позитивно сказалось на боевой системе, воевать впервые стало по-настоящему интересно. Не удивительно, что к игре вышло сразу два дополнения: скучный Alexander, посвящённый походам Македонского, и Barbarian Invasion, рассказывающий о поздней античности, когда Римская империя была раздроблена на Восточную и Западную, а из Азии в Европу одно за другим вторгались кочевые племена. Дополнение принесло и менее масштабные изменения: в игре появились ночные битвы и новая система орд, вернулась религия.

Серия вернулась в Средневековье в 2006 году, когда Creative Assembly выпустила Medieval II: Total War. Это был улучшенный до предела «Рим», только про более поздний период. Кардинальных изменений не произошло, но они и не требовались — доведя до ума все механики своего предшественника, Medieval II стала одной из лучших игр в серии. А через год к ней вышло отличное дополнение Kingdoms, посвящённое сразу четырём кампаниям: Конкисте, войне за Британские острова, Крестовым походам и борьбе Тевтонского ордена (или против него) за контроль над северо-восточной Европой. 

атака рыцарей Тевтонского ордена, Medieval II: Total War Kingdoms
атака рыцарей Тевтонского ордена, Medieval II: Total War Kingdoms

В 2009 году серия сделала неожиданный рывок во времени: новая часть, Empire, была посвящена XVIII веку. В игре произошло несколько важных перемен: во-первых, впервые в серии появились морские сражения, во-вторых, стало возможно менять политический строй с монархии на республику — вполне в духе времени, когда произошла Великая французская революция. Эта же часть стала первой, к которой не было выпущено ни одного крупного дополнения, если не считать новых индейских племён. 

После выхода «Империи» серия развивалась скорее вглубь, чем вширь: мелкие изменения тут, небольшие правки там. Одна за другой выходили части Napoleon, Shogun 2, Rome II, Attila — каждая вносила что-то новое, но ни одна из них не была абсолютно новым словом в серии. А в 2019 году запланирован выход части Three Kingdoms, посвящённой Эпохе Троецарствия в Китая. 

в Attila впервые в серии появилась возможность использовать тактику выжженной земли: захваченные города можно было сжигать, подрывая экономику вражеских фракций
в Attila впервые в серии появилась возможность использовать тактику выжженной земли: захваченные города можно было сжигать, подрывая экономику вражеских фракций

Были в серии Total War ещё две игры, но они стоят немного в стороне — это две части Total War Warhammer, действие которых разворачивается в популярном фэнтезийном мире. 

Автор: Денис Божинский