Найти тему

Моя первая поездка в Ленинград в плацкартном вагоне

Однажды, когда мне стукнуло целых 5 лет, моя бабушка решила, что пора показать подросшее дитя ленинградским дальним родственникам и мы с ней отправились в путь.

Надо сказать, что город наш провинциальный находится почти в трёхстах километрах от Питера и ехать до него всего ничего по современным дорогам и на теперешнем транспорте. Сейчас время поездки уменьшилось почти в два раза и составляет от трех до четырех часов в зависимости от погоды и наличия/отсутствия пробок на трассе. Не говоря уже про новейший поезд "Ласточка", который долетает до Санкт-Петербурга за 3 часа и 30 минут.

Вот она, наша "Ласточка".
Вот она, наша "Ласточка".

В годы моего детства все было медленнее и надёжнее. Проходящий поезд "Львов-Ленинград" тащился до города на Неве целых шесть часов, а иногда и больше. Билет можно было взять в кассе заранее в прицепной общий вагон или купить перед отправлением в плацкартный вагон в середине поезда. Почему в середине, да потому, что сразу после тепловоза цепляли несколько купейных вагонов, затем шел вагон- ресторан и штабной вагон, дальше было несколько плацкартных вагонов. Замыкал поезд обычно почтовый вагон и к нему прицепляли один или два общих для тех, кто ехал не до конечной, а выходил на многочисленных остановках по пути следования этого поезда. Цена студенческого и детского билета, т. е. билета за 50% стоимости составляла где-то около двух рублей с копейками в плацкарте.

Билет представлял собой небольшую достаточно толстую картонку, которую компостировал, т. е. дырявил проводник или просто отрывал от неё маленький кусочек.
Билет представлял собой небольшую достаточно толстую картонку, которую компостировал, т. е. дырявил проводник или просто отрывал от неё маленький кусочек.

Ехали мы с бабушкой в Ленинград в будний день, поэтому народа в поезде было мало, вагон был почти пустой.

Вот примерно такой наполняемости.
Вот примерно такой наполняемости.

Эта первое путешествие на поезде оставило в моей памяти несколько ярких впечатлений. Первое впечатление связано с отправлением нашего поезда. Я смотрела в окно на перрон, где стояли провожавшие нас с бабушкой мама и папа, они махали мне рукой и вдруг они поехали! Это удивление я помню до сих пор. Потом бабушка мне объяснила, что поехал наш поезд, а вокзал с мамой и папой остался стоять на месте.

Наш вокзал в 70-ые годы прошлого века. Он и сейчас почти такой же.
Наш вокзал в 70-ые годы прошлого века. Он и сейчас почти такой же.

Мне нравилось ехать в поезде, бегать по почти пустому вагону, залезать на вторую полку, пить купленный в дорогу лимонад "Дюшес". Стоит отметить, что поезд в те времена шёл враскачку, т. е. его буквально качало из стороны в сторону из-за маленькой скорости, частых остановок и стыковой конструкции путей (это когда между рельсами есть стыки, на которых подпрыгивает вагон). Кроме того, поезд был почтовый и на каждой станции он останавливался для выгрузки и загрузки почты и багажа. И пока почту не загрузят, поезд не отправлялся со станции т. е. он почти всегда опаздывал.

Вагон был такой, обычный. Не удивлюсь, что и это тот самый вагон, может быть с тех пор ещё ездит после капитального ремонта.
Вагон был такой, обычный. Не удивлюсь, что и это тот самый вагон, может быть с тех пор ещё ездит после капитального ремонта.

В Ленинград мы добрались без приключений. Поезд приходил тогда на Варшавский вокзал, который теперь как вокзал уже не функционирует, т.е. само здание есть, но в нем обосновался музей железнодорожной техники, а также торгово-развлекательный комплекс "Варшавский экспресс".

Историческое здание Варшавского вокзала.
Историческое здание Варшавского вокзала.

По прибытию в Ленинград мы поехали на Васильевский остров к бабушкиной подруге детства тёте Тане. И здесь меня ждало второе яркое впечатление от этой поездки. Дело в том, что тётя Таня была старше моей бабушки лет на 10 и страдала заболеванием почек. Видимо поэтому у неё были под глазами большие круги темно-синего цвета. Увидев её при входе в квартиру, я буквально уставилась на нее в упор, долго её разглядывала и потом произнесла самую ужасную на свете фразу: "Какая же Вы страшная, тётя Таня." По внешности она мне напомнила большую лягушку из какого-то мультфильма. Надо сказать, что больше я с бабушкой к тёте Тане не ездила, а только писала ей поздравительные открытки к праздникам, как это было тогда принято.

Одна из открыток к 8 Марта.
Одна из открыток к 8 Марта.

И, наконец, третье впечатление у меня было связано с большим магазином игрушек, в который меня отвела бабушкина родственница, чтобы сделать мне подарок. Мне была предоставлена полная свобода выбора, а я не знала, что взять из этой огромной витрины.

Очень похожий отдел с немецкими куклами. У меня была такая же, но купили мне её лет в 7.
Очень похожий отдел с немецкими куклами. У меня была такая же, но купили мне её лет в 7.

В результате из всего богатства я выбрала ведерко для песка и совочек, а также пупсика. Большие куклы меня тогда не впечатлили, их же нельзя было выносить из дома и закапывать в песочнице.

Пробыв в Ленинграде несколько дней, мы с бабушкой на таком же медленном поезде благополучно вернулись домой. Бабушка в этой поездке купила тогда себе шляпу, ведь в Питере приличные дамы в платках не ходили. Эта шляпа жива до сих пор. Ведь бабушка её одевала только, когда ездила в Ленинград. Вот она на фото.

Ленинградская шляпа моей бабушки.
Ленинградская шляпа моей бабушки.

Полезные ссылки:

1. Варшавский вокзал. Википедия.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)

Читайте и подписывайтесь на мой канал "Моя провинциальная жизнь"

zen.yandex.ru/aftor826