Медиа давно уже превратились из инструмента властей в неотъемлемую часть нашей повседневной жизни. А как журналисты и блогеры манипулируют нашим вниманием?
В целом, медиа ищут информацию, которая:
— нова и своевременна,
— имеет отношение к конфликту или скандалу,
— касается странных и курьезных случаев,
— о знаменитостях,
— драматична или ее можно сделать таковой,
— проста для понимания при небольшом объеме,
— содержит картинки или видео,
— полезна для людей.
А вот иерархия потребностей аудитории, то есть нас с вами, в порядке убывания:
1) актуальность,
2) интересность,
3) о людях,
4) полезность.
Параллели очевидны, их причины ясны — конечно, журналисты знают и об этой иерархии. Заметьте, что полезность информации наименее ценна в массовой коммуникации.
Вместе с тем появляется вопрос — где заканчивается пропаганда и начинается образование, в какой момент просвещение превращается в развлечение?
Когда пытаются обозначить разницу между пропагандой и образованием, обычно вспоминают определение одного из основателей гештальтпсихологии, Макса Вертгеймера:
пропаганда бьет по эмоциям и тянет за предрассудки, мешает людям думать и жить самостоятельно;
образование адресуется разуму, дает человеку знания и умения как раз для того, чтобы он мог думать и жить своим умом.
Казалось бы, все ясно. Следи за информацией, за ее подачей, и легко поймешь, «обрабатывают» тебя или просвещают. Но вот незадача — попробуйте найти образовательный материал, который игнорирует эмоции или стереотипы и при этом не справочник. Или наоборот — какая пропаганда не дает полезный навык адаптации к социальной парадигме, которую сама и устанавливает?
Грань тонка и, как правило, зависит от личных предпочтений. Хорошее оправдание для совести, не правда ли?
Еще больше интересной информации о массовых коммуникациях найдете в Telegram-канале «Медиапсихология» (@adcaptandum)