Найти тему
Медиапсихология

Принципы медиа: как СМИ привлекают читателя

Медиа давно уже превратились из инструмента властей в неотъемлемую часть нашей повседневной жизни. А как журналисты и блогеры манипулируют нашим вниманием?

В целом, медиа ищут информацию, которая:

— нова и своевременна,

— имеет отношение к конфликту или скандалу,

— касается странных и курьезных случаев,

— о знаменитостях,

— драматична или ее можно сделать таковой,

— проста для понимания при небольшом объеме,

— содержит картинки или видео,

— полезна для людей.

А вот иерархия потребностей аудитории, то есть нас с вами, в порядке убывания:

1) актуальность,

2) интересность,

3) о людях,

4) полезность.

Параллели очевидны, их причины ясны — конечно, журналисты знают и об этой иерархии. Заметьте, что полезность информации наименее ценна в массовой коммуникации.

Вместе с тем появляется вопрос — где заканчивается пропаганда и начинается образование, в какой момент просвещение превращается в развлечение?

Когда пытаются обозначить разницу между пропагандой и образованием, обычно вспоминают определение одного из основателей гештальтпсихологии, Макса Вертгеймера:

пропаганда бьет по эмоциям и тянет за предрассудки, мешает людям думать и жить самостоятельно;

образование адресуется разуму, дает человеку знания и умения как раз для того, чтобы он мог думать и жить своим умом.

-2

Казалось бы, все ясно. Следи за информацией, за ее подачей, и легко поймешь, «обрабатывают» тебя или просвещают. Но вот незадача — попробуйте найти образовательный материал, который игнорирует эмоции или стереотипы и при этом не справочник. Или наоборот — какая пропаганда не дает полезный навык адаптации к социальной парадигме, которую сама и устанавливает?

Грань тонка и, как правило, зависит от личных предпочтений. Хорошее оправдание для совести, не правда ли?

Еще больше интересной информации о массовых коммуникациях найдете в Telegram-канале «Медиапсихология» (@adcaptandum)