Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Железная дорога которой больше нет? Торопец-Старая Торопа

Маневровый тепловоз ТЭМ2-№7506 с грузовыми вагонами, следует по подъездному пути от 23-го арсенала ГРАУ Минобороны России (посёлок Октябрьский) до станции Старая Торопа (бывший участок Старая Торопа - Торопец) ОКТ Россия, Тверская область. Ноябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Маневровый тепловоз ТЭМ2-№7506 с грузовыми вагонами, следует по подъездному пути от 23-го арсенала ГРАУ Минобороны России (посёлок Октябрьский) до станции Старая Торопа (бывший участок Старая Торопа - Торопец) ОКТ Россия, Тверская область. Ноябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев

Распад Советского Союза на рубеже столетий глобально отразился на геополитических направлениях основных грузо- и пассажиропотоков на железных дорогах внутри нашей необъятной родины. Где ещё буквально вчера непрерывным потоком в оба направления шли поезда, сегодня мы видим полное затишье, как например здесь на заповедной Бологое-Полоцкой линии, через которую вплоть до конца 90-х прошлого века шли транзитные нефтеналивные поезда. А резкое потепление с развалом Союза "дружественных" отношений с США и странами НАТО изменили сложившуюся годами с послевоенных лет начиная с конца 40-х оборонную доктрину новой России. В одночасье стали не нужными в нашей стране целые стратегические железнодорожные направления и соединительные направления между ними. Одной из таких ж.д. ветвей была Торопец-Старая Торопа в Тверской области, соединившая два важных стратегических направления: северо-западное Бологое-Полоцкую дорогу и западное рижское направление Москва-Виндава (прим. Виндава старое название города Вентспилс в Прибалтике, Латвия).

Станция Торопец и ж.д. вокзал, Бологое-Полоцкая линия. Ноябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Станция Торопец и ж.д. вокзал, Бологое-Полоцкая линия. Ноябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев

В 90-х годах под нож безвременья летело всё что только могло. Гибло тогда многое и даже трудно себе представить целые стальные магистрали, которые всегда по определению были символом незыблемости и могущества государства. Соединительная ветка Торопец-Старая Торопа не стала тому исключением. Безжалостно и бездумно была разобрана в те лихие годы.

Однако, до недавнего времени от неё всё ещё сохранялся подъездной промышленный ж.д. путь ППЖТ, ведущий от станции Старая Торопа к посёлку Октябрьский к 23-му арсеналу ГРАУ МО РФ. Путь был проходил посреди леса, в красивейших сосновых борах, скрытый от чрезмерного любопытства и посторонних глаз. Параллельно ж.д. пути идёт автомобильная дорога, которая соединяет автотрассу М9 Балтия Москва - Рига с посёлком Старая Торопа и с районным центром - городом Торопец.

Подъездной путь от 23-го арсенала ГРАУ Минобороны России (посёлок Октябрьский) до станции Старая Торопа (бывший участок Старая Торопа - Торопец) ОКТ Россия, Тверская область. Вид в сторону станции Старая Торопа. Ноябрь 2015г. Фото: Денис Доронин
Подъездной путь от 23-го арсенала ГРАУ Минобороны России (посёлок Октябрьский) до станции Старая Торопа (бывший участок Старая Торопа - Торопец) ОКТ Россия, Тверская область. Вид в сторону станции Старая Торопа. Ноябрь 2015г. Фото: Денис Доронин

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. соединительная ветка Торопец-Старая Торопа активно использовалась, обеспечивая сообщение между двумя стратегическими направлениями. Протяженность соединительной ветви была довольна приличная и составляла около 30 км. Поэтому на всем своём протяжении она имела целый ряд разъездов, как и полагается быть на ж.д. магистралях: разъезд 2 км, 12 км, 26 км. Отсчет километров шёл от станции Торопец. Всё это хорошо видно на карте представленной ниже.

Советская военная карта с обозначенной ж.д. веткой Торопец-Старая Торопа, соединявшей Бологое-Полоцкую с рижским ходом
Советская военная карта с обозначенной ж.д. веткой Торопец-Старая Торопа, соединявшей Бологое-Полоцкую с рижским ходом

Из воспоминаний ветеранов работавших на линии Бологое-Полоцк мы можем узнать вот такую очень интересную информацию об этой ветке.

Никаких норм рабочего времени во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. для локомотивных бригад не существовало. После взятия нашими войсками в 1943г. Ржева и перешивки на широкую колею ж.д. веток Земцы-Жарковский и Торопец-Старая Торопа осташковская локомотивная бригада, ехавшая на Торопец, могла запросто оказаться в Жарковском, а оттуда без отдыха двинуться дальше на Ржев...
А.Б. Вульфов отрывок из статьи "Заповедная железная дорога", опубликованная в журнале "Наука и жизнь", №12 за 2001г.

В ноябре 2015г. мы с моим хорошим другом Денисом Дорониным, по дороге в Торопец совершенно случайно обратили внимание на эту ветку. Наше внимание внезапно привлёк тепловозный гудок. Увидев как в пространстве леса мелькает маневровый тепловоз, мы сразу же решили его обогнать и выйти на автомобиле вперёд. Найдя дальше по дороге подходящее место, мы быстро выбежали из автомобиля. Схватили наперевес фотокамеры, хлопнув дверьми автомобиля и рванули что есть сил чтобы успеть заснять тепловоз на этой заповедной линии. У нас была всего одна попытка.

Маневровый тепловоз ТЭМ-2 7506 следует резервом по ППЖТ от станции Старая Торопа к 23-му арсеналу ГРАУ МО РФ. Фото: Алексей Алексеев
Маневровый тепловоз ТЭМ-2 7506 следует резервом по ППЖТ от станции Старая Торопа к 23-му арсеналу ГРАУ МО РФ. Фото: Алексей Алексеев

Отсняв маневровый тепловоз ТЭМ-2 с бортовым номером 7506, решили немного изучить окрестности линии. Как выяснилось позже, мы оказались в районе бывшего разъезда 12 км у деревни Рясно разобранной в 90-е соединительной ветки Торопец-Старая Торопа. Здесь мы увидели остатки станционных построек и даже приводной рычаг от семафора.

Станционные постройки, подъездной путь к 23-му арсеналу ГРАУ МО РФ от станции Старая Торопа (бывший участок Старая Торопа - Торопец) у деревни Рясно ОКТ Россия, Тверская область. Ноябрь 2015г.  Фото: Денис Доронин
Станционные постройки, подъездной путь к 23-му арсеналу ГРАУ МО РФ от станции Старая Торопа (бывший участок Старая Торопа - Торопец) у деревни Рясно ОКТ Россия, Тверская область. Ноябрь 2015г. Фото: Денис Доронин
Остатки соединительной ветки Торопец-Старая Торопа у деревни Рясно, бывший разъезд 12 км. ОКТ Россия, Тверская область. Ноябрь 2015г. Фото: Денис Доронин
Остатки соединительной ветки Торопец-Старая Торопа у деревни Рясно, бывший разъезд 12 км. ОКТ Россия, Тверская область. Ноябрь 2015г. Фото: Денис Доронин

Совсем недалеко от бывшего разъезда 12 км располагается зона отчуждения 23 арсенала ГРАУ МО РФ. За лесом была видна контрольно-следовая полоса и два периметра с колючей проволокой. Туда мы естественно по понятным всем причинам не пошли искать себе приключений.

Табличка запрещающая дальнейший проход (проезд) в запретную зону к 23-му арсеналу ГРАУ МО РФ. Ноябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Табличка запрещающая дальнейший проход (проезд) в запретную зону к 23-му арсеналу ГРАУ МО РФ. Ноябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Карта-схема из Яндекс-карт
Карта-схема из Яндекс-карт

Но мы решили не упускать такой редкий случай и дождались когда тепловоз поедет с арсенала в обратном направлении, чтобы ещё раз отснять эксклюзивные кадры на этой глухой линии, где собственно увидеть то поезд было практически невозможно. Наверное пару раз в год, не чаще!

Маневровый тепловоз ТЭМ2-№7506 следует с поездом от   23-го арсенала ГРАУ МО РФ к станции Старая Торопа. Ноябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Маневровый тепловоз ТЭМ2-№7506 следует с поездом от 23-го арсенала ГРАУ МО РФ к станции Старая Торопа. Ноябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев

Отправившись затем дальше в путь по дороге в Торопец, в деревни Речане увидели ещё один сохранившийся артефакт существовавшей когда-то здесь соединительной железнодорожной ветви Торопец-Старая Торопа.

Речане, Тропецкий район. Ж.д. мост через реку Торопу. Фото из открытых источников в сети
Речане, Тропецкий район. Ж.д. мост через реку Торопу. Фото из открытых источников в сети

А вот так выглядел путь в 2008г, здесь мы видим еще сохранилась типичная ж.д. фактура линии, тянущиеся слева телеграфные столбы, справа сигнальный знак "С" свисток.

Подъездной путь ведущий от станции Старая Торопа  Снимок сделан 6.07.2008. Фото с сайта www.train-photo.ru Автор: Папарацци
Подъездной путь ведущий от станции Старая Торопа Снимок сделан 6.07.2008. Фото с сайта www.train-photo.ru Автор: Папарацци

Совсем недавно, общаясь такими же как и я любителями железных дорог в соц сетях узнал, что и оставшийся на тот момент времени, когда был там последний раз в тех краях в ноябре 2015г., кусочек бывшей соединительной ж.д. ветки Торопец-Старая Торопа был окончательно разобран в последующие годы. По информации полученной после публикации статьи из комментариев есть сведения что всё таки ещё не разобрали оставшуюся часть дороги. Так вот закончилась ли история этой удивительной и очень красивой скажу я вам железной дороги или нет? Может кто-нибудь нам точно скажет?

Зарастающая просека в лесу через насыпь от разобранной ж.д. ветки Торопец- Старая Торопа. Вид в сторону станции Торопец от деревни Рясно. Ноябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Зарастающая просека в лесу через насыпь от разобранной ж.д. ветки Торопец- Старая Торопа. Вид в сторону станции Торопец от деревни Рясно. Ноябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал"Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!