Действительно, а ведь талантливый, и увлеченный своим делом, воспитатель, учитель, педагог - обладает всеми навыками руководителя. А ведь со взрослыми людьми даже проще.
Я уверен в том, что каждый может вспомнить нескольких таких учителей, которые прекрасно умели настроить весь класс на продуктивную работу, их всегда уважали, но при этом не боялись.
Эта мысль вообще пришла мне в голову, когда я пытался оценить методы управления людьми в командах, в которых мне доводилось работать.
В основном, это то управление, которое называют тактическим. То есть, общая цель и смысл выполняемых процессов заданы не вами, а вот непосредственная постановка задач исполнителям и контроль их выполнения - на ваших плечах.
И соответственно, не вдаваясь в суть самой работы - функции учителя и менеджера одинаковы, это:
Планирование
На этом этапе, учитель, как и начальник, выстраивает план - это может быть план любого уровня, но принято идти от большего к меньшему, допустим, от плана на четверть, зависящего от учебного плана, до плана на каждый урок. План предусматривает цель, которая должна быть достигнута (изученная тема, например), конкретный результат (положительные оценки по итогам контроля у большей части класса или группы), методы и инструменты (разнообразные теоретические блоки и задания), совокупность необходимых действий для исполнения плана.
Организация
Этот этап касается учителя не совсем так, как начальника. В данном случае, коллектив уже сформирован, поэтому все что ему остается - организовать его работу согласно плану. Например, раздать необходимые материалы для урока, чтобы обеспечить ими всех учеников.
Мотивация
Думаю, все слышали, что мотивация исходит из потребностей человека. Так же как начальник мотивирует людей их возможностью роста, увеличением зарплаты или же интересной и новой работой, так и учитель мотивирует учеников - достижением цели (например, некоторые ученики уже знают, какие предметы они хотят сдать хорошо, чтобы куда-нибудь поступить), каким-то нужны отличные оценки, чтобы получить похвалу родителей, какие-то просто любопытны и их может заинтересовать сама изучаемая тема.
Контроль
Здесь все точно так же как и с управлением отделом. Самое важное в том, чтобы помнить, что разным подчиненным нужен разный контроль. Выделяют два вида контроля - прямой и косвенный. В том случае, если учитель, давая задание, знает что какая-то часть учеников с ним точно справится и нет смысла пользоваться прямым контролем - с такими можно просто потом сверить ответы и взглянуть на их решение. Это будет косвенный контроль. Но в классе обязательно есть те, кому будет с этим сложнее, кто может отвлекаться или пропустил предыдущую тему - им контроль нужен прямой. Например, что-то подсказать по ходу выполнения, вызвать к доске или что-нибудь еще - чтобы отследить именно сам процесс выполнения поставленной задачи.
Регулирование
Этот этап можно назвать чуть более глобальным. Он касается общих принципов взаимодействия, совместной работы и постановки задач. К примеру, учитель присылает ученикам домашнее задание, потому что так он уверен в том, что они его получили - вот вам функция регулирования. Организует работу в парах/командах таким образом, чтобы эти команды или пары были сбалансированными - регулирование.
Все как во взрослом коллективе. Разве что еще сложнее.
А вы что об этом думаете?
Хотите чтобы я писал еще больше интересных статей?Подписывайтесь на канал и ставьте "палец вверх"!