Найти тему
История России

Петр I - царь без образования, освоивший арифметику лишь в 16 лет

Рисунок 1. Петр Первый
Рисунок 1. Петр Первый

Практически все историки отмечают то, что обучение Петра I было максимально слабым. А каким оно может быть, если царевича обучал только один учитель – думный дьяк Зотов? Причем дьяк вовсе не был особенно ученым. Умел он читать, писать, да, собственно, все. Приставили его к младшему царевичу в 1677 году. А уже в 1680, дьяка отослали с посольством в Крым, как помощника стольника Тяпкина. Целью посольства к хану Гирею было подписание мирного договора.

Бездарные учителя

Получается, учили царевича меньше 3 -х лет. Но за такой срок можно было его, как минимум научить письму. Наставник с этим не справился – историки отмечают, что словарный запас мальчика отличался скудностью, писал он плохо и с ошибками. Математика и другие науки в курс вообще не входили. Нельзя сказать, что ребенок не хотел учиться. Будущий государь, как раз, всегда демонстрировал свое любопытство и желание узнавать новое. Похоже, дело именно в бездарном учителе, а также в том, что занятия очень быстро забросили.

Рисунок 2. Никита Зотов обучает царственного ученика, миниатюра начала 17 века
Рисунок 2. Никита Зотов обучает царственного ученика, миниатюра начала 17 века

Кроме самого Зотова, в учителях Петра называют голландца Тиммермана, да выходца из Женевы, полковника Лефорта. Однако официально они учителями никогда не были, появившись уже когда правитель был достаточно взрослым. Тиммерман, к примеру, когда Петр достиг возраста 15-16 лет. Именно голландец и научил царя математике. Хотя, скорее уж, ученик занимался сам, по собственному желанию, выбрав и приблизив к себе знающих людей.

Для Зотова назначение оказалось пропуском к почестям. Когда Петр пришел к власти, то дьяк был осыпан милостями, даже получил титул графа. Особо видную роль играл в петровском «Всешутейшем, Всепьянейшем и Сумасброднейшем Соборе», пародировавшем церковные обряды, где носил титул «архиепископа прешпурского, всея Яузы и всего Кокуя патриарха», а также «святейшего и всешутейшего Ианикиты».

Подобные развлечения вызывали недовольство у народа. У верующих людей считается, что именно бесы и сатанисты любят заниматься подобными выходками.

Впрочем, Зотов в «всешутейшем соборе» находился на своем месте. Дьяк давно был записным пьяницей. Иные авторы предполагают, что это его заслуга в приучении юного царевича к выпивке.

Рисунок 3. Тиммерман учит государя применению астролябии
Рисунок 3. Тиммерман учит государя применению астролябии

Увлеченный юноша

Настоящим учителем Петра I стал Франц Федорович Тиммерман. Именно этот человек преподал юному правителю арифметику, геометрию, астрономию, корабельное дело, фортификацию. Естественно, насколько сам знал. В 1690-х рядом с государем появился Лефорт, который являлся весьма образованным человеком. К тому времени царю было уже за 20 лет.

Петр с увлечением занимался со своими новыми преподавателями, освоив довольно многое. Но несмотря на обширность, его знания так и остались бессистемными, им не хватало полноты. Например, иностранными языками будущий император не владел. Понимал только голландский, которому научился, когда работал на верфи в Амстердаме.

Рисунок 4. Лефорт
Рисунок 4. Лефорт

Вместе с Тиммерманом государь отыскал старый английский бот на Яузе. Собственноручно его отремонтировал и потом плавал по реке, учась управлять судном. Тогда же из Европы Петру кто-то привез астролябию. Голландец научил царя пользоваться ей.

Позднее, увлеченный кораблями юноша, устроил себе потешную флотилию на Плещеевском озере, находящемся в 120 верстах от Москвы. Там построили ладьи, галеры, другие корабли. До наших дней сохранился только ботик с названием «Фортуна», который построил лично высочайший плотник.

Ботик сейчас можно увидеть в музее города Переяславск-Залесский. Остальные корабли потешного флота сгорели. Вообще ботик – это единственный корабль, сохранившийся в России с петровских времен, что делает его уникальным.

Если статья вам понравилась подписывайтесь на канал, ставьте лайки, задавайте вопросы в комментариях.