Как жили люди в 90-х ХХ века в российской глубинке на Бологое-Полоцкой железной дороге.
Жизнь в глубинке всегда была не сахар и тяжелее чем в крупных городах, где у людей во все времена было куда больше возможностей себе заработать на хлеб, чем здесь, в провинции. Коллапс экономики 90-х прошлого столетия неожиданно и очень больно ударил по всему населению нашей огромной страны, но особенно сильно это сказалось на людях живущих вдали от больших потоков цивилизации в маленьких городах, поселках и деревеньках.
Выживали кто как мог, чем только не приходилось заниматься в то непростое время. Но испокон веков лес и его дары были хорошим подспорьем для сельских жителей, грибы да ягоды в летний сезон очень здорово выручали. Начинался сезон с ароматной лесной земляники. Затем чуть позже поспевала царская ягода Севера - морошка, а за ней любимица людей всех возрастов черника и голубика. Ближе к августу поспевала лучшая начинка для сладкого пирога - брусника. А по осени на болотах - клюква, очень ценный пищевой продукт и наилучшее средство зимой от простуды и других заболеваний - природный антибиотик. Порой эффективнее всех вместе взятых лекарств из аптеки.
Осенью в сезон поспевания клюквы здесь самый сбор ягод. И тогда "вагончик" бывает буквально набит битком. И пахнет в его плацкартном уюте брезентом, резиновыми сапогами, болотной прелью.
А.Б. Вульфов цитата из к/ф Бологое-Полоцкая, 1997г.
Его прозвали "вагончик"
Как только начинался сентябрь, местные жители из провинциального Осташкова в Тверской области на Бологое-Полоцкой дороге обутые в резиновые сапоги, взвалив на плечи огромные рюкзаки, с корзинами наперевес отправлялись на вокзал к утреннему маленькому поезду, устремленному в приволье перегона на Бологое. Поезд был совсем крохотный, всего один классный вагон, а летом иногда к нему прицепляли второй. Его здесь так и прозвали - "вагончик". Как правило это был обычный плацкартный межобластной вагон, а позднее сидячий. В голове поезда, по моим детским воспоминаниям из 90-х, чаще всего мелькал с ним закопчёный ТЭП60 или односекционная "машка" М62 в классической зелёной ливрее с резной яркой желтой лентой спереди, обыгрывающей колесную пару и крылья - технический знак МПС. Мне он так очень нравился в то время, особенно после того как я посмотрел советский художественный фильм-катастрофу 1985г. "Поезд вне расписания". Это был как сейчас говорят настоящий драйвер. А вы смотрели такой? Если нет - можете найти на его просторах YouTube.
Как заказать остановку поезду в глуши перегона?
Поезд отправлялся из Осташкова графиком и следовал со всеми остановками по станциям и остановочным пунктам. Но ягодникам из Осташкова нужна была именно своя остановка на 76 км 6 пк прямо посреди перегона в лесу, там где даже нет типовой для этой дороги песчаной пассажирской платформы. Для этого у дежурного по станции выписывали предупреждение форма ДУ-61, где указывалась минутная остановка на этом километре и пикете. Предупреждение перед отправлением поезда передавали машинисту на тепловоз.
Народу туда ехало довольно много, да и с выдачей предупреждений на поезда раньше в те времена было намного проще чем сейчас. Бывало помню "вагончик "набивался так, что свободных мест в нём практически не было, люди так и ехали стоя всю дорогу в проходах и тамбуре. По времени от Осташкова до 76 км примерно минут 40-50 хода.
Опасности подстерегавшие ягодников в тех местах
На 76 км за лесом недалеко от железной дороги находится довольно обширное по площади озеро Каменное, окруженное моховыми болотами богатыми клюквой. Озеро неглубокое, примерно 1-1,5 метра с илистыми берегами и дном. Путь к клюквенным местам проходил через русло заболоченной речушки впадающей в озеро (отметил на карте красной линией). Очень страшно было идти через заболоченное и заросшее толстым слоем мха русло речушки, земля буквально ходила ходуном под ногами. Где-то там под толстым слоем мха всё ещё живёт лесная речка. Чувствовалось, что вода там внизу под ногами и не дай Бог ввалиться в так называемое "окно", тогда всё - не сдобровать.
А поскольку кругом одни болота, собирателей клюквы то тут то там зачастую ждала не очень приятная встреча с хозяйкой этих болотных мест - гадюкой. В этом краю буквально царство змей, сырая среда и обилие лягушек создают здесь для них идеальный ареал обитания.
Кто соберёт больше клюквы
Несколько часов времени до обратного поезда из Бологое на Осташков было вполне достаточным чтобы набить до отказа рюкзаки клюквой и даже отдохнуть на привале у костра на берегу озера, а возможно и наловить рыбы на уху. Соревновались даже между собой кто соберет больше. Пять-десять литров был средний показатель. Особо усидчивые умудрялись набирать и по двадцать литров, а то и больше! Клюква хорошо шла как для собственных нужд, так и на продажу. Из неё делали вкусное варенье, или просто свежую хранили в подвале. А клюквенный морс здорово помогал справиться зимой с простудными заболеваниями. За сезон на продаже клюквы удавалось выручить неплохую по тем временам сумму. "Вагончик" в то время ходил по четным дням недели, езди да собирай коли не лень. Билет стоил недорого, а железнодорожники ездили на нём бесплатно. Что и говорить подспорье для жизни было неплохое.
Зачем отменили "вагончик"?
История этого уютного маленького поезда, начавшаяся в 1995 году, закончилась можно сказать совсем недавно в 2014г., когда пригородная пассажирская компания ППК отменила это рейс из-за "убыточности". Но до сих пор каждый четверг и воскресенье поезд с одним вагончиком из Осташкова на Бологое отправляется по утрам примерно на 09:50, только следует он уже теперь не под номером пригородного пассажирского, а рабочего поезда №8804/8803 или №5002/5001. Пассажиров на остановках он не берёт, следует почти везде ходом, а возит только работников железной дороги. А это выгодно и не убыточно можете спросить вы? Я тоже всё время задаюсь этим вопросом, но так и не могу найти достойный ответ на него, в то время когда жители окрестных деревень у остановочных пунктов со слезами на глазах смотрят на пробегающий мимо без остановки "вагончик". Сам видел, врать не буду.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!