Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

"Вагончик". Маленький поезд помогавший людям выжить в трудных 90-х

Как жили люди в 90-х ХХ века в российской глубинке на Бологое-Полоцкой железной дороге. Жизнь в глубинке всегда была не сахар и тяжелее чем в крупных городах, где у людей во все времена было куда больше возможностей себе заработать на хлеб, чем здесь, в провинции. Коллапс экономики 90-х прошлого столетия неожиданно и очень больно ударил по всему населению нашей огромной страны, но особенно сильно это сказалось на людях живущих вдали от больших потоков цивилизации в маленьких городах, поселках и деревеньках. Выживали кто как мог, чем только не приходилось заниматься в то непростое время. Но испокон веков лес и его дары были хорошим подспорьем для сельских жителей, грибы да ягоды в летний сезон очень здорово выручали. Начинался сезон с ароматной лесной земляники. Затем чуть позже поспевала царская ягода Севера - морошка, а за ней любимица людей всех возрастов черника и голубика. Ближе к августу поспевала лучшая начинка для сладкого пирога - брусника. А по осени на болотах - клюква, оче
Оглавление

Как жили люди в 90-х ХХ века в российской глубинке на Бологое-Полоцкой железной дороге.

Вагончик с тепловозом ДМ62 на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Вагончик с тепловозом ДМ62 на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Жизнь в глубинке всегда была не сахар и тяжелее чем в крупных городах, где у людей во все времена было куда больше возможностей себе заработать на хлеб, чем здесь, в провинции. Коллапс экономики 90-х прошлого столетия неожиданно и очень больно ударил по всему населению нашей огромной страны, но особенно сильно это сказалось на людях живущих вдали от больших потоков цивилизации в маленьких городах, поселках и деревеньках.

Выживали кто как мог, чем только не приходилось заниматься в то непростое время. Но испокон веков лес и его дары были хорошим подспорьем для сельских жителей, грибы да ягоды в летний сезон очень здорово выручали. Начинался сезон с ароматной лесной земляники. Затем чуть позже поспевала царская ягода Севера - морошка, а за ней любимица людей всех возрастов черника и голубика. Ближе к августу поспевала лучшая начинка для сладкого пирога - брусника. А по осени на болотах - клюква, очень ценный пищевой продукт и наилучшее средство зимой от простуды и других заболеваний - природный антибиотик. Порой эффективнее всех вместе взятых лекарств из аптеки.

Поспевающая на болоте клюква. Фото из открытых источников в сети
Поспевающая на болоте клюква. Фото из открытых источников в сети
Осенью в сезон поспевания клюквы здесь самый сбор ягод. И тогда "вагончик" бывает буквально набит битком. И пахнет в его плацкартном уюте брезентом, резиновыми сапогами, болотной прелью.
А.Б. Вульфов цитата из к/ф Бологое-Полоцкая, 1997г.

Его прозвали "вагончик"

Как только начинался сентябрь, местные жители из провинциального Осташкова в Тверской области на Бологое-Полоцкой дороге обутые в резиновые сапоги, взвалив на плечи огромные рюкзаки, с корзинами наперевес отправлялись на вокзал к утреннему маленькому поезду, устремленному в приволье перегона на Бологое. Поезд был совсем крохотный, всего один классный вагон, а летом иногда к нему прицепляли второй. Его здесь так и прозвали - "вагончик". Как правило это был обычный плацкартный межобластной вагон, а позднее сидячий. В голове поезда, по моим детским воспоминаниям из 90-х, чаще всего мелькал с ним закопчёный ТЭП60 или односекционная "машка" М62 в классической зелёной ливрее с резной яркой желтой лентой спереди, обыгрывающей колесную пару и крылья - технический знак МПС. Мне он так очень нравился в то время, особенно после того как я посмотрел советский художественный фильм-катастрофу 1985г. "Поезд вне расписания". Это был как сейчас говорят настоящий драйвер. А вы смотрели такой? Если нет - можете найти на его просторах YouTube.

Пригородный поезд сообщением Осташков-Бологое-Осташков прозванный местными жителями "вагончик" на станции Баталино, 2005г. Фото: Вадим Соболев.
Пригородный поезд сообщением Осташков-Бологое-Осташков прозванный местными жителями "вагончик" на станции Баталино, 2005г. Фото: Вадим Соболев.

Как заказать остановку поезду в глуши перегона?

Поезд отправлялся из Осташкова графиком и следовал со всеми остановками по станциям и остановочным пунктам. Но ягодникам из Осташкова нужна была именно своя остановка на 76 км 6 пк прямо посреди перегона в лесу, там где даже нет типовой для этой дороги песчаной пассажирской платформы. Для этого у дежурного по станции выписывали предупреждение форма ДУ-61, где указывалась минутная остановка на этом километре и пикете. Предупреждение перед отправлением поезда передавали машинисту на тепловоз.

Бланк предупреждений формы ДУ-61 выдаваемый машинисту поезда
Бланк предупреждений формы ДУ-61 выдаваемый машинисту поезда

Народу туда ехало довольно много, да и с выдачей предупреждений на поезда раньше в те времена было намного проще чем сейчас. Бывало помню "вагончик "набивался так, что свободных мест в нём практически не было, люди так и ехали стоя всю дорогу в проходах и тамбуре. По времени от Осташкова до 76 км примерно минут 40-50 хода.

75 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии золотой осенней порой, река Паника. Фото: Алексей Алексеев
75 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии золотой осенней порой, река Паника. Фото: Алексей Алексеев

Опасности подстерегавшие ягодников в тех местах

На 76 км за лесом недалеко от железной дороги находится довольно обширное по площади озеро Каменное, окруженное моховыми болотами богатыми клюквой. Озеро неглубокое, примерно 1-1,5 метра с илистыми берегами и дном. Путь к клюквенным местам проходил через русло заболоченной речушки впадающей в озеро (отметил на карте красной линией). Очень страшно было идти через заболоченное и заросшее толстым слоем мха русло речушки, земля буквально ходила ходуном под ногами. Где-то там под толстым слоем мха всё ещё живёт лесная речка. Чувствовалось, что вода там внизу под ногами и не дай Бог ввалиться в так называемое "окно", тогда всё - не сдобровать.

Карта-схема Бологое-Полоцкой линии с "клюквенной остановкой", перегон Осташков-Фирово.
Карта-схема Бологое-Полоцкой линии с "клюквенной остановкой", перегон Осташков-Фирово.
То самое место между Чёрным Дором и Горовастицей 76 км 5-6 пк где и останавливался "вагончик" . Тропинка справа уходит к озеру Каменное. Фото: Алексей Алексеев
То самое место между Чёрным Дором и Горовастицей 76 км 5-6 пк где и останавливался "вагончик" . Тропинка справа уходит к озеру Каменное. Фото: Алексей Алексеев

А поскольку кругом одни болота, собирателей клюквы то тут то там зачастую ждала не очень приятная встреча с хозяйкой этих болотных мест - гадюкой. В этом краю буквально царство змей, сырая среда и обилие лягушек создают здесь для них идеальный ареал обитания.

Обыкновенная гадюка - хозяйка болотистых мест Бологое-Полоцкой железной дороги. Фото: Алексей Алексеев
Обыкновенная гадюка - хозяйка болотистых мест Бологое-Полоцкой железной дороги. Фото: Алексей Алексеев

Кто соберёт больше клюквы

Несколько часов времени до обратного поезда из Бологое на Осташков было вполне достаточным чтобы набить до отказа рюкзаки клюквой и даже отдохнуть на привале у костра на берегу озера, а возможно и наловить рыбы на уху. Соревновались даже между собой кто соберет больше. Пять-десять литров был средний показатель. Особо усидчивые умудрялись набирать и по двадцать литров, а то и больше! Клюква хорошо шла как для собственных нужд, так и на продажу. Из неё делали вкусное варенье, или просто свежую хранили в подвале. А клюквенный морс здорово помогал справиться зимой с простудными заболеваниями. За сезон на продаже клюквы удавалось выручить неплохую по тем временам сумму. "Вагончик" в то время ходил по четным дням недели, езди да собирай коли не лень. Билет стоил недорого, а железнодорожники ездили на нём бесплатно. Что и говорить подспорье для жизни было неплохое.

Выброшенная маршрутная табличка пригородного поезда Осташков-Бологое №6676/6675 того самого "вагончика". Фото: Алексей Алексеев
Выброшенная маршрутная табличка пригородного поезда Осташков-Бологое №6676/6675 того самого "вагончика". Фото: Алексей Алексеев

Зачем отменили "вагончик"?

История этого уютного маленького поезда, начавшаяся в 1995 году, закончилась можно сказать совсем недавно в 2014г., когда пригородная пассажирская компания ППК отменила это рейс из-за "убыточности". Но до сих пор каждый четверг и воскресенье поезд с одним вагончиком из Осташкова на Бологое отправляется по утрам примерно на 09:50, только следует он уже теперь не под номером пригородного пассажирского, а рабочего поезда №8804/8803 или №5002/5001. Пассажиров на остановках он не берёт, следует почти везде ходом, а возит только работников железной дороги. А это выгодно и не убыточно можете спросить вы? Я тоже всё время задаюсь этим вопросом, но так и не могу найти достойный ответ на него, в то время когда жители окрестных деревень у остановочных пунктов со слезами на глазах смотрят на пробегающий мимо без остановки "вагончик". Сам видел, врать не буду.

Дары заповедных селигерских лесов: лисички и брусника. Фото: Алексей Алексеев
Дары заповедных селигерских лесов: лисички и брусника. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!