Найти тему
Основной аэродром

Как Германия дирижаблями репарации платила

Оглавление

Мирные труженики неба — дирижабли графа фон Цеппелина — с началом Первой мировой войны были «призваны» в армию. Начав с воздушной разведки, они «доросли» до успешных бомбардировочных рейдов на Лондон. Но по условиям Версальского договора Германии было запрещено иметь боевую авиацию и вдобавок на страну были наложены огромные репарации. О том, как это отразилось на послевоенной судьбе цеппелинов, и будет мой сегодняшний рассказ.

Дирижабль LZ 7 "Deutschland" («Германия»), 1910 год. Фото: United States Library of Congress
Дирижабль LZ 7 "Deutschland" («Германия»), 1910 год. Фото: United States Library of Congress

«Последние из могикан»

На момент окончания войны в строю оставался 21 дирижабль. После подписания всех документов в Версальском дворце они должны были быть переданы представителям стран-победителей. Но не все согласились с этим. 21 июня 1919 года матросы немецкого флота открыли кингстоны своих кораблей на рейде Скапа-Флоу, затопив Флот открытого моря. А через 2 дня команды цеппелинов вошли в ангары в Нордхольце и Витмундхавене и отвязали причальные канаты. Столкнувшись с крышей ангара, дирижабли получили неремонтируемые повреждения. Этот акт саботажа сорвал передачу воздушных судов странам Антанты.

Разбитые дирижабли в одном из ангаров. Фото: horseformer.blogspot.com
Разбитые дирижабли в одном из ангаров. Фото: horseformer.blogspot.com

Но так произошло не везде. Например, команды цеппелинов, базировавшихся в Альхорне, не захотели их уничтожать. Так сохранились 3 дирижабля:

  • L 61 (он же LZ 106) — 9 разведывательных миссий, дважды участвовал в бомбардировках Лондона;
  • L 64 (он же LZ 109) – 13 разведывательных миссий, участие в бомбардировках Лондона;
  • L 71 (он же LZ 113) — в военных действиях участия не принимал.

В 1920 году L 64 и L 71 стали первыми «платежами» побеждённой Германии в пользу Великобритании. Судьба их оказалась незавидной — простояв более года в ангаре, в 1921 году цеппелины были разобраны, чтобы освободить место для ремонта британского дирижабля R36. L 61 отправился в Италию, где тоже был разобран.

Дирижабль L 64. Фото: airshipsonline.com
Дирижабль L 64. Фото: airshipsonline.com

Немного больше повезло дирижаблю L 72 (он же LZ 114). Он не был поставлен в войска в связи с окончанием боевых действий. Новенький воздушный корабль отправился во Францию. Здесь ему присвоили имя собственное Dixmude как дань героизму, проявленному французской морской пехотой в битве при бельгийском городе Дискмёйде.

В 1923 году вчерашний «немец» выполнил рекордный по продолжительности полёт над территорией Франции, Средиземным морем и Алжиром, за 118 часов 41 минуту преодолев 7100 километров. К сожалению, карьера его была недолгой. 21 декабря 1923 года во время полётов в Dixmude попала молния и он взорвался, унеся жизни всех находившихся на борту людей.

Дирижабль L 72 под французским флагом и названием Dixmude. Фото: журнал L'Aéronautique, №56, январь 1924 года
Дирижабль L 72 под французским флагом и названием Dixmude. Фото: журнал L'Aéronautique, №56, январь 1924 года

Новое поколение

В 1919 году Германия закладывает свой первый послевоенный цеппелин. Дирижабль жёсткой конструкции Y-класса Zeppelin LZ 120 Bodensee (в честь Боденского озера) впервые поднялся в воздух 20 августа 1919 года. LZ 120 эксплуатировался авиакомпанией DELAG на линии Берлин — Фридрихсхафен.

Модель дирижабля Zeppelin LZ 120 Bodensee на продувке в аэродинамической трубе. Фото: dlr.de
Модель дирижабля Zeppelin LZ 120 Bodensee на продувке в аэродинамической трубе. Фото: dlr.de

Возить немцев на курорт Bodensee пришлось всего 2 года. Летом 1921 года итальянское правительство затребовало его как замену дирижаблям, уничтоженным своими экипажами в 1919 году. Уже 25 декабря 1921 года LZ 120 прибыл в Рим, где получил новое имя — Esperia.

Эксплуатировался не особо активно. Известно, что Esperia выполнила один длительный перелёт по маршруту Рим — Барселона — Тулон. 2400 километров были преодолены за 25 часов. В 1928 году бывший LZ 120 разобрали на металл.

Дирижабль LZ 120 под итальянским флагом и названием Esperia. Фото: Bundesarchiv
Дирижабль LZ 120 под итальянским флагом и названием Esperia. Фото: Bundesarchiv

Похожим образом сложилась и судьба брата-близнеца LZ 120 – дирижабля Zeppelin LZ 121 Nordstern. Выполнив первый полёт в январе 1920 года, он начал возить пассажиров по маршруту Фридрихсхафен — Берлин — Стокгольм. Несмотря на мирное предназначение LZ 121, союзники настаивали на полном запрете на производство цеппелинов, и Nordstern должен был отойти Франции.

13 июня 1921 года в Фридрихсхафене собралось 10 000 человек, чтобы в последний раз увидеть этот дирижабль в немецком небе. Во Франции под именем Méditerranée он был зачислен в состав военно-морских сил. Выполнял полёты над Средиземным морем в течение 4 лет до своего списания в августе 1926 года.

Дирижабль LZ 121 под французским флагом и названием Méditerranée. Фото: nac.gov.pl
Дирижабль LZ 121 под французским флагом и названием Méditerranée. Фото: nac.gov.pl

Пройдёт долгих 7 лет, прежде чем Германия сможет снова построить свой собственный цеппелин. Им станет самый крупный, передовой и коммерчески успешный дирижабль LZ 127 Graf Zeppelin. Впрочем, это уже совсем другая история.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com