Художник Иван Вельц – успешный мастер пейзажа. Почти фотографическая точность отображения деталей сочеталась у него с искренним восхищением неповторимости каждого момента. Только самым талантливым живописцам удаётся так прочувствовать и воспроизвести окружающий мир.
Творческая биография маэстро выглядит образцом успеха в профессиональной деятельности, не обойдённого многочисленными медалями, поездкой в Италию и другие страны, участием в выставках, а также любовью коллекционеров.
Успешно учиться и получить звание классного художника – это серьёзная заслуга. Примечательно, что родившись в Самарской губернии, подданным России Иоганн-Александр стал лишь в двадцать три. Его отец, Август, был купцом из Австрии. Иноземные корни не помешали Иоганну постигать свет и лирику обретённой им родины.
Ф. М. Достоевский заметил, что о человеке можно судить по тому, как он смеётся, а не молчит, говорит или плачет. Отношение к естеству – тоже очень интересная характеристика душевных способностей индивидуума.
А согласно академику Дмитрию Лихачёву, всё обстоит совершенно иначе: сады, парки он объединяет в одно с произведениями искусства.
Творчество русских живописцев поражает органичным сочетанием академических канонов с романтизмом.
Мастерская Михаила Клодта, где обучался герой нашей статьи, привила ему особый взгляд. Творцу удавалось проникнуть в душу и северного, и южного ландшафтов. Его кисть легко и нежно воссоздавала на холсте и свежее тепло моря возле Гурзуфа, и крымские горы, и заснеженный лес. Конечно, это счастье – любить природу, и вдвойне – передать это чувство другим благодаря своему таланту.
Ведь живописец пишет не только ландшафт, мы видим его восприятие прекрасного даже в чём-то вполне обыденном. Удивительны по передаче сложных эмоций такие полотна, как: «Начало зимы», «Лето. Стога» и другие, посвящённые тонкому колориту времён года.
У Ивана есть произведения, в которых чувство единения личности с природой очень гармонично и точно выражено. Например, «Первый снег». Даже небольшие избушки в «Весной в окрестностях Петербурга» органичны и живописны. Всё вызывает ностальгическое трепетное чувство глубинных связей с неказистым скромным бытом.
В работе, за которую Вельц получил большую золотую медаль при выпуске из Академии, «Вид на имение Тентетникова», отразились все лучшие черты его представлений о мире. Дальний голубоватый горизонт, блеск реки показались бы несовершенными без людей, или без крыш домиков, утопающих в зелени, или протоптанных тропинок. Она создана совсем молодым, в двадцатипятилетнем возрасте. Ещё раньше написано «Балтийское побережье»: очень реалистичное, где романтические ноты придаёт присутствие человека и парусной лодки.
Работы Вельца, где есть такие образы, особенные: в них люди появляются не на «фоне», а в естественном единении с её красотой. Пастушок, рыбак, крестьянка, занятые ежедневными заботами, так хороши рядом с рощами, прудами, лугами... Невольно задумываешься о близости мастерского реализма к пасторальной живописи. Какими бы темпами ни шла урбанизация, поэтизировать сельскую жизнь – это удел всех горожан.
Интересно, что при взгляде на полотна, где нет непосредственного присутствия людей или оно почти незаметно, остаётся ощущение: кто-то сейчас пройдёт по улочке, заглянет в эту дверь, распахнёт окно, проплывёт на лодке, или соберёт грибы. Таковы «Имение», «Лунный свет», «Опушка леса».
Образы, созданные живописцем, напоминают продуманную и блестящую сценографию: они готовы включить в себя действующие лица. Сюжет будет развиваться под влиянием чудесных декораций, созданных мастером. Не удивительно, что натуры Вельца тиражировались в виде открыток, а многие находятся в частных собраниях. Есть они в музеях российских городов, в том числе в Государственной Третьяковской галерее в Москве.