Найти тему
Живопись

Художник Иван Вельц: признание в любви

Художник Иван Вельц – успешный мастер пейзажа. Почти фотографическая точность отображения деталей сочеталась у него с искренним восхищением неповторимости каждого момента. Только самым талантливым живописцам удаётся так прочувствовать и воспроизвести окружающий мир.

"Первый снег", 1904
"Первый снег", 1904
"Зимнее солнце", 1919
"Зимнее солнце", 1919

Творческая биография маэстро выглядит образцом успеха в профессиональной деятельности, не обойдённого многочисленными медалями, поездкой в Италию и другие страны, участием в выставках, а также любовью коллекционеров.

"Летний пейзаж с прибрежными скалами", 1912
"Летний пейзаж с прибрежными скалами", 1912
"В крымских горах", 1902
"В крымских горах", 1902
"Летний пейзаж с парусными лодками", 1912
"Летний пейзаж с парусными лодками", 1912

Успешно учиться и получить звание классного художника – это серьёзная заслуга. Примечательно, что родившись в Самарской губернии, подданным России Иоганн-Александр стал лишь в двадцать три. Его отец, Август, был купцом из Австрии. Иноземные корни не помешали Иоганну постигать свет и лирику обретённой им родины.

"Весной в окрестностях Петербурга", 1896
"Весной в окрестностях Петербурга", 1896
"Берёзы на берегу реки", 1897
"Берёзы на берегу реки", 1897
"Украинский пейзаж", 1904
"Украинский пейзаж", 1904

Ф. М. Достоевский заметил, что о человеке можно судить по тому, как он смеётся, а не молчит, говорит или плачет. Отношение к естеству – тоже очень интересная характеристика душевных способностей индивидуума.
А согласно академику Дмитрию Лихачёву, всё обстоит совершенно иначе: сады, парки он объединяет в одно с произведениями искусства.
Творчество русских живописцев поражает органичным сочетанием академических канонов с романтизмом.

"Летний пейзаж с пастушком и коровами", 1901
"Летний пейзаж с пастушком и коровами", 1901
"Лето. Стога", 1920-е , 32.5×42 см
"Лето. Стога", 1920-е , 32.5×42 см

Мастерская Михаила Клодта, где обучался герой нашей статьи, привила ему особый взгляд. Творцу удавалось проникнуть в душу и северного, и южного ландшафтов. Его кисть легко и нежно воссоздавала на холсте и свежее тепло моря возле Гурзуфа, и крымские горы, и заснеженный лес. Конечно, это счастье – любить природу, и вдвойне – передать это чувство другим благодаря своему таланту.

"Начало зимы", 1904
"Начало зимы", 1904
"Зимний пейзаж", 1911
"Зимний пейзаж", 1911

Ведь живописец пишет не только ландшафт, мы видим его восприятие прекрасного даже в чём-то вполне обыденном. Удивительны по передаче сложных эмоций такие полотна, как: «Начало зимы», «Лето. Стога» и другие, посвящённые тонкому колориту времён года.

«Мыс Аю-Даг» 1904, холст, масло
«Мыс Аю-Даг» 1904, холст, масло

У Ивана есть произведения, в которых чувство единения личности с природой очень гармонично и точно выражено. Например, «Первый снег». Даже небольшие избушки в «Весной в окрестностях Петербурга» органичны и живописны. Всё вызывает ностальгическое трепетное чувство глубинных связей с неказистым скромным бытом.

«Вид на имение Тентетникова», холст, масло
«Вид на имение Тентетникова», холст, масло

В работе, за которую Вельц получил большую золотую медаль при выпуске из Академии, «Вид на имение Тентетникова», отразились все лучшие черты его представлений о мире. Дальний голубоватый горизонт, блеск реки показались бы несовершенными без людей, или без крыш домиков, утопающих в зелени, или протоптанных тропинок. Она создана совсем молодым, в двадцатипятилетнем возрасте. Ещё раньше написано «Балтийское побережье»: очень реалистичное, где романтические ноты придаёт присутствие человека и парусной лодки.

"балтийское побережье", 1888, холст, масло, 85,5 х 134
"балтийское побережье", 1888, холст, масло, 85,5 х 134
"Вид Ялты", холст, масло
"Вид Ялты", холст, масло

Работы Вельца, где есть такие образы, особенные: в них люди появляются не на «фоне», а в естественном единении с её красотой. Пастушок, рыбак, крестьянка, занятые ежедневными заботами, так хороши рядом с рощами, прудами, лугами... Невольно задумываешься о близости мастерского реализма к пасторальной живописи. Какими бы темпами ни шла урбанизация, поэтизировать сельскую жизнь – это удел всех горожан.

"Сосновый лес", холст, масло
"Сосновый лес", холст, масло

Интересно, что при взгляде на полотна, где нет непосредственного присутствия людей или оно почти незаметно, остаётся ощущение: кто-то сейчас пройдёт по улочке, заглянет в эту дверь, распахнёт окно, проплывёт на лодке, или соберёт грибы. Таковы «Имение», «Лунный свет», «Опушка леса».

"Лунный свет", холст, масло
"Лунный свет", холст, масло
"Имение", 1913, холст, масло
"Имение", 1913, холст, масло

Образы, созданные живописцем, напоминают продуманную и блестящую сценографию: они готовы включить в себя действующие лица. Сюжет будет развиваться под влиянием чудесных декораций, созданных мастером. Не удивительно, что натуры Вельца тиражировались в виде открыток, а многие находятся в частных собраниях. Есть они в музеях российских городов, в том числе в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

-20