Было ли оно рабством?
Разные «издания» крепостного права
Этот термин используют очень часто, но мало кто знает его содержание. Слово «крепость» в России вообще означало юридический документ, акт о собственности, о купле-продаже, об обязательстве и т.д. Применительно к крестьянам этот термин возник не раньше 18 века, хотя само явление известно раньше.
В конце 15 века «Судебник» великого князя московского Ивана III запретил крестьянам переходить от одного землевладельца к другому в любое время, кроме осеннего Юрьева дня. На крестьян, живших на казённой земле, такой запрет не распространялся. В течение 16 века государство ограничивало право Юрьева дня, а в середине 17 века отменило его совсем. Крестьяне стали «крепкими земле». Были приписаны к определённому месту жительства и государственные крестьяне.
Делалось это в фискальных целях. Кроме того, государство оберегало благосостояние мелких помещиков, так как они составляли основную массу дворянского войска Московской Руси. Таким образом, крепостное право первоначально это отсутствие у крестьян свободы передвижения.
Крепостное право как владение холопами
Трудно сказать как, но в 18 веке установился взгляд на господских крестьян как на личную собственность землевладельца. Их стали продавать и покупать, обменивать, отдавать в залог, часто без семьи. Господских крестьян постепенно лишили почти всех признаков правоспособности. Они не могли ни с кем судиться, не могли жаловаться на своего помещика, даже жениться им было нельзя без дозволения барина. На казённых крестьян все такие ограничения не распространялись.
Очень важно, что всё это была внеправовая практика. Не было ни одного закона, который бы позволял легально проделывать это с крепостными крестьянами. Но поскольку у последних не было права обращаться с жалобами в суд, то практика процветала. Издававшиеся государством время от времени законы, ограничивавшие произвол помещиков над крестьянами, не имели действия, так как отсутствовала заинтересованность правовых субъектов в их применении.
Обычно считают, что помещики перенесли на крестьян свой традиционный взгляд на холопов, домашнюю челядь. В Киевской, в удельной, в Московской Руси всегда имелась прослойка холопов, то есть рабов, полностью лишённых прав. В 17 веке государство отменило холопское состояние, обязав всех платить налоги. Но, поскольку за холопа и за крепостного крестьянина платил их владелец, то не холоп встал в положение крестьянина, а крестьянин в положение холопа.
Попечительство или произвол?
Крепостное право, расцветшее в России во 2-й половине 18 – 1-й половине 19 вв., обычно изображали как крайне жестокий порядок, при котором нормой были Салтычихи обоего пола, истязавшие своих крестьян ради прихоти. В последнее время, наоборот, усиленно пропагандируется противоположная точка зрения, изображающая крепостное право как благую отеческую опеку мудрых и попечительных помещиков над нерадивыми и несмышлёными, ленивыми и вороватыми русскими мужиками и бабами.
Это, конечно, две крайности, не имеющие ничего общего с реальностью. Были, конечно, и изуверы среди помещиков, и добрые баре. Экономическая выгода заставляла помещика заботиться о том, чтобы крестьянин, работая на него, мог, в то же время, достаточно обеспечить себя и свою семью. Конечно, не все могли хозяйским глазом проследить за всем и соблюсти должную меру.
Самая большая неприятность крепостного права заключалась в отсутствии правовых гарантий от патологий, вроде Салтычих. Пока их удавалось разоблачить, они успевали натворить немало бед.
Крепостное право в России часто сравнивают с рабовладением и рабством в древнем мире. Однако прямое тождество или отрицание тут неуместны, прежде всего потому, что древнее рабство было очень разнородно.