Найти тему
Наш край

Антиеврейские погромы в Беларуси в начале XX века: генезис, мотивы, исполнители

Оглавление

XX столетие стало веком глобальных конфликтов, массового насилия и геноцида. Конечно же, в этой связи наиболее часто упоминается Катастрофа европейского еврейства в период Второй мировой войны. Менее известными остаются погромные события 1903-1906 гг., произошедшие в Российской империи. Между тем, есть основания рассматривать их как первый в XX в. акт трагедии европейского еврейства. Охватив значительную территорию Российской империи, погромы не миновали и Беларусь. Как пред­ставляется, здесь они имели определенную специфику, обусловлен­ную и историко-культурными особенностями края, и особенностями социально-экономического развития и политического курса, прово­дившегося здесь российским самодержавием.

Безусловно, рассматривая предпосылки возникновения антиеврейских погромов, следует учитывать наличие общих для всей территории “черты оседлости” факторов. Например, резкое ухудше­ние материального положения и условий труда промышленных и ремесленных рабочих, мелких торговцев, большую часть которых составляли евреи, в условиях промышленного кризиса и депрессии 1899-1903 гг. Сюда же следует отнести и дискриминационное антиеврейское законодательство, по существу, культивировавшее агрессивный антисемитизм. Обусловленные действием ограничи­тельных законов существенные различия в социальном, экономическом статусе основных этно-конфессиональных общин наклады­вались на естественные национально-культурные и религиозные различия.

В то же время на территории Беларуси проявлялись и специ­фические черты. Важнейшим фактором общественно-политической жизни Беларуси в нач. XX в. становится рабочее движение, разви­вавшееся, прежде всего, в среде еврейских рабочих и ремесленников.

С конца 90-х годов XIX в. оно находилось под преимуще­ственным влиянием социал-демократов, приобрело значительный размах, быстро политизировалось. Обобщение имеющихся в источ­никах данных, характеризующих национальную принадлежность представителей рабочего и революционного движения в Беларуси, показывает, что до конца 1904 — нач. 1905 гг. участие в нем русских и белорусских рабочих не было массовым и носило, скорее, эпизодический характер. Влияние социал-демократов в это время “было сильно только среди еврейских рабочих и полиции нетрудно было доказать, что “бунтуют только жиды”, поэтому в среде рабочих-“христиан” деятельность социал-демократов встречали с недоверием: “на тех русских товарищей, которые стали вести агитацию среди рабочих масс… часто смотрели, как на людей, “продавшихся” жидам” [1, с. 243-244]. Социально-экономическая, культурная, психологическая неустойчивость городского населения Беларуси в начале XX в. создавала благоприятную почву для развития социальной и национальной агрессии. В среде местного чиновничества и в военно-полицейских структурах концентри­ровалось значительное число сторонников жестких методов управления и сохранения дискриминации “инородцев”. С середины XIX в. чиновнический корпус в крае целенаправленно формировался имперским режимом. По свидетельству современника значительная часть местных чиновников считала себя “господами, а евреев и иноверцев — врагами…, себя аристократами — белой кожей, а евреев — черной” [2, с. 903]. Антисемитские элементы административно-­полицейского аппарата видели в еврейских погромах единственное эффективное средство борьбы с революцией и находили поддержку в полупатриархальных кругах нееврейского торгово-ремесленного населения, для которых антиеврейское насилие представлялось спо­собом повышения их экономического и социального статуса. Реакционеры искали и находили поддержку и среди русского старообрядческого населения. Старообрядцы традиционно рассмат­ривались администрацией как одна из надежных опор российской власти в крае [3, л.43]. В силу особенностей вероучения и эконо­мической конкуренции торгово-промышленному старообрядческому населению было характерно негативное отношение к евреям. В реакционных кругах администрации и полиции формировалась презумпция “коллективной вины” евреев. По свидетельству крупного чиновника МВД, “всю причину крамолы видели в инородцах: поляках… и обывателях черты еврейской оседлости” [4, с. 426]. В сложном комплексе причин обострения общественно-политической ситуации в этих кругах видели лишь национально-религиозные противоречия. Революционное движение рассматривалось, в основном, через призму этно-конфессионального критерия и понималось как восстание враждебных “инородцев”, прежде всего евреев, против русского народа и российской государственности. Благоприятную почву для воздействия антисемитской пропаганды представляли массы консервативного крестьянского и городского населения.

Социально-экономическая, культурная и психологическая неустойчивость городского населения Беларуси в начале XX в. создавала благоприятную почву для развития социальной и национальной агрессии. Антиправительственные мероприятия часто вызывали крайне негативную реакцию. Манифестации, забастовки, террористические акты не только нарушали привычный образ жизни, что само по себе вызывало раздражение, но часто наносили и материальный ущерб.

Толчком, ускорившим консолидацию наиболее радикальных реакционных элементов в Беларуси, в значительной степени определившим формы и методы их последующей деятельности, стал Кишиневский еврейский погром 6-8.04.1903 г. Уже 16.04.1903 г. в Пинске были распространены воззвания к христианскому населению города следовать примеру Кишинева. В Бобруйске аналогичные призывы исходили от имени некоего “Русского союза”. Весной-летом 1903 г. проявления антисемитской погромной агитации были зафиксированы прежде всего в Могилевской губернии, в т. ч. и Гомельском уезде. В августе 1903 г. в Могилевской губернии были отмечены первые попытки организации еврейских погромов — в м. Шклов и м. Смоляны. [5, с. 193-194; 6, л. 59, 61, 65 об., 68, 76; 7, л. 197].

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

Первой масштабной погромной акцией в Беларуси стал еврейский погром в Гомеле 1-2.09.1903 г. Анализ судебно-следственных материалов, донесений полиции и жандармов, сообщений печати, показывает, что погром был подготовлен и организован совмес­тными усилиями представителей военно-полицейских и жандарм­ских структур, чиновничества государственных ведомств, железнодорожных служащих и мелкой городской буржуазии. Основную массу погромщиков составляли рабочие Либаво-Роменских и Полесских мастерских, крестьянская молодежь, занятая в городе на поденных и сезонных работах, в основном на железной дороге и строительстве, а также “босяки-золоторотцы” — представи­тели городского люмпен-пролетариата. В ходе погрома к ним присоединились крестьяне пригородных деревень. В результате погрома погибли не менее 12 человек — 7 евреев (по другим данным — 10-12) и 5 христиан. Жертвы среди христиан были вызваны действиями войск, обстрелявших скопления людей. Тяжелые увечья получили 8 человек, всего же было ранено около 50 человек. Зна­чительный материальный ущерб был нанесен не менее чем 400 еврейским семьям, около 250 жилых и торговых помещений повреждены и разрушены, при том, что наиболее сильно пострадала еврейская беднота [2; 8].

Гомельский погром 1903 г. положил начало целой серии погромных инцидентов, распространившихся на значительную часть территории Беларуси и продолжавшихся, по крайней мере, до середины 1906 г.

Новый этап открыла русско-японская война. Военные неудачи России объясняли “предательством евреев”, якобы вступивших в сговор с Японией. Осенью 1904 г., главным образом в период 9-18.10.1904 г., по белорусским губерниям прошла волна так называемых “мобилизационных” погромов. Они произошли, преи­мущественно, на территории Витебской, Могилевской и, частично, Минской губерний. Произведенные подсчеты показывают, что на территории Могилевской губ. имели место не менее 14 погромов. На территории Витебской губ. зафиксированы 6 погромов. В Минской губ. отмечены 6 погромов. По Гродненской и Виленской губ. данные о наличии погромов в этот период не выявлены. Самый масштабный из “мобилизационных” погромов, произошедший 10-11.10.1904 г. в Могилеве имел демонстративно карательный характер. В числе наиболее крупных следует также назвать погромы в Быхове, Горках [9, 1904, №20, 21; 1905, № 1; 10, с. 37; 11].

По всей территории Беларуси в конце зимы — весной 1905 г. отмечалась активизация антисемитской пропаганды. Получили распространение однотипные слухи о якобы готовившихся евреями взрывах православных храмов. Попытки властей ликвидировать так называемые “биржи” — места массовых собраний рабочих, где открыто велась антиправительственная агитация, вызвали резкую эскалацию напряженности. В этой ситуации в среде местной администрации усиливались экстремистские тенденции. Антиеврейская пропаганда распространялась при явном сочувствии местных властей, как среди населения, так и в расквартированных воинских частях. В день получения известий о поражении русского флота под Цусимой, 16.05.1905 г., солдаты минского гарнизона устроили массовое избиение лавочников-евреев. 26.05.1905 г. избиение лавочников и прохожих-евреев повторилось. Еврейская самооборона, которая пыталась остановить избиения, была обстреляна полицией. В результате погибли 4 человека, все — евреи, в том числе дети, ранения получили около 25 человек. В Бресте 29-31.05.1905 г. солдаты гарнизона и резервисты громили еврейские дома и лавки. В погроме приняли участие чиновники, учащаяся молодежь, городские люмпен-пролетарии. Полиция и войска откры­ли огонь по собравшимся у своих домов евреям. Были застрелены, по различным данным, от 4 до 6 человек, ранены около 35 человек, разрушено около 30 домов [12, с. 84, 87; 9, 1905, № 20.22.23].

Новая мощная вспышка антиеврейского насилия произошла в октябре 1905 г. и была связана с обострением кризиса российской самодержавной системы. По данным “Еврейской энциклопедии” в белорусских губерниях во второй половине октября 1905 г. прои­зошло 7 погромов: 1 погром в Минской, 2 в Могилевской и 4 погрома в Витебской губерниях. Для Гродненской и Виленской губерний указано отсутствие погромов. Однако подсчеты, проделан­ные автором, основанные на сообщениях губернских властей в доку­ментах ДП МВД, материалах уголовных департаментов Министер­ства юстиции и материалах печати, показывают, что за этот период на территории Беларуси произошло не менее 23 погромов. Наибольшее количество погромов — 13 — произошло в Могилевской губ. На территории Минской губ. зафиксировано 8 погромов. В Витебской губ. произошло 2 погрома — в Витебске и Полоцке. На территории Гродненской и Виленской губерний погромы не выявлены. В Витебске первая попытка погрома состоялась 17.10.1905 г. после вооруженного нападения революционеров на полицию. Вечером 18.10.1905 г. состоялась еще одна попытка ев­рейского погрома. В результате этих событий убито, по различным данным от 7 до 18 человек, разгромлено до 15 еврейских домов и лавок. В Полоцке 18.10.1905 г. солдаты открыли огонь, по признанию жандармского офицера, “по всем направлениям”.

В результате было убито не менее 7 человек и 9 ранено. Среди погибших лишь один человек не был евреем; жертвами расстрела стали в т. ч. старики и пожилые женщины 55-65 лет. Таким образом, солдаты вели огонь исключительно по евреям, невзирая на пол и возраст.

В результате погрома в Орше 21-24.10.1905 г. были убиты 30 человек, в т. ч. 6 женщин. Среди погибших — подростки и старики. Но время погрома в Полоцке 23.10.1905 г. убито не менее 7 человек и 28 получили серьезные ранения. В результате погрома в Речице 23-24.10.1905 г. убито, по разным данным, от 8 до 30 человек, 23 — получили тяжелые ранения.

Продолжение читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.