Найти в Дзене
Знание о всеобщем

Условие

Относительно необусловленное

Основание – это то, что непосредственно, а основанное – то, что опосредствованно. То непосредственное, с чем основание соотносится как со своей существенной предпосылкой, есть условие.

Условие – это, во‐первых, непосредственное, многообразное наличное бытие; во‐вторых, это наличное бытие соотнесено с чем‐то иным; в‐третьих, условие – это такое непосредственное, что оно составляет предпосылку основания. Это содержание основания. Положенное как условие, наличное бытие имеет в соответствии со вторым моментом следующее определение-утрачивать свою безразличную непосредственность и становиться моментом чего-то иного.

Нечто есть не через своё условие; его условие – это не его основание. Отношение основания противостоит условию.

Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной стороны, безразличны друг к другу и необусловлены друг другом: первое как несоотнесенное, которому внешне соотношение, в котором оно есть условие; второе как соотношение или форма, для которой определенное наличное бытие условия есть лишь материал, лишь нечто пассивное, форма чего, присущая ему сама по себе, несущественна. Но условие и основание так же и опосредствованы друг другом. Условие – это в‐себе‐бытие основания; условие – существенный момент основания. Каждая из обеих сторон есть противоречие между безразличной непосредственностью и существенным опосредствованием – есть и то и другое в одном и том же соотношении. Стало быть, каждая из обеих сторон есть противоречие между самостоятельной устойчивостью и определением "быть только моментом".

Абсолютное необусловленное

Обе относительно необусловленные стороны прежде всего отсвечивают каждая в другой: условие как то, что непосредственно, – в формальном отношении основания, а это отношение – в непосредственном наличном бытии как положенном им самим. Но каждое из них вне этого отсвечивания своего иного самостоятельно и имеет свое собственное содержание.

Условие – это непосредственное наличное бытие. Форма этого наличного бытия имеет два момента: положенность, в соответствии с которой это наличное бытие как условие есть материал и момент основания, и в-себе-бытие, в соответствии с которым оно составляет существенность основания или его простую рефлексию в себя. Бытие – это вообще лишь становление сущности; его существенная природа – превратить себя в положенное и в тождество, которое есть непосредственное через свое отрицание. Так как наличное бытие есть лишь через своё основание и есть момент его как предполагания, поэтому основание есть точно так же и само целое.

Итак, обе стороны целого, условие и основание – это одно и то же существенное единство и как содержание, и как форма. Они переходят друг в друга благодаря самим себе, они взаимно предполагают себя как снятые, соотносят себя с этим своим отрицанием и взаимно предполагают себя. Но в то же время это лишь одна и та же рефлексия обоих, и потому их предполагание также лишь одно и то же предполагание. Их тождество есть одно и то же содержание и единство их формы – всё это истинно необусловленное. Если рассматривать условие как нечто обусловленное, то возникает череда условий, которая ведёт к прогрессу в дурную бесконечность.

Условие и основание есть моменты абсолютно необусловленного. Оно есть единство, в которое они возвратились. Суть дела – так это можно назвать.

Переход сути в существование

Абсолютно необусловленное есть абсолютное основание, тождественное со своим условием, непосредственная суть как истинно существенная. Существует тотальность определений сути – это круг бытия. Для абсолютной неограниченной сути условием служит сама сфера бытия. Становление бытия – это становление сущности и возвращение в основание. Истина наличного бытия состоит в том, что оно есть условие. Непосредственность бытия есть лишь момент формы. Когда налицо все условия какой‐нибудь сути, она вступает в существование.

Вся суть целиком должна наличествовать в своих условиях, то есть для её существования требуются все условия, то есть наличное бытие определено формой. Суть исходит из основания. Соединяясь с условиями, основание обретает внешнюю непосредственность и момент бытия. Но суть одновременно есть и необусловленное и есть то, что не имеет основания. Эта опосредствованная основанием и условием непосредственность, ставшая через снятие опосредствования тождественной с собой, есть существование.