Мэрия отказалась от идеи финансировать Московский велофестиваль из городского бюджета. Не всем это нравится.
Предыстория. Начиная с 2012 года в Москве проходили велопарады, их организовывал общественный проект Let’s bike it! при поддержке правительства Москвы. В ноябре 2018 года власти решили убрать активистов и проводить похожее событие (его назвали Московский велофестиваль) своими силами. Узнав об этом, 116 московских муниципальный депутатов отправили мэру письмо о том, что не дело финансировать из бюджета мероприятие, которое до этого активисты успешно проводили на деньги спонсоров.
Судьба велопарадов Let’s bike it! до сих пор под вопросом, но кое-какой эффект от депутатского письма всё же есть. Станислав Сырыгин, который теперь говорит от имени Московского велофестиваля, сетует, что депутаты лишили мероприятие госфинансирования.
Из интервью, которое Сырыгин дал активисту Алексею Радченко выходит, что речь идёт о 30 млн рублей: «Тридцать миллионов обещали на велофестиваль, где такое слыхано? Такие деньги на веломероприятие. Это же так круто». Активисты Let’s bike it! говорят, что бюджет их велопарадов составлял около 1 млн рублей, а всё, что удавалось заработать сверх этой суммы шло на другие акции проекта (например, «На работу на велосипеде» и Международный велоконгресс). Сырыгину нужно не меньше 6-7 млн, «чтобы сделать все немножко на большем уровне».
Самое интересное, на что он хочет потратить эти деньги.
БОЛЬШЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ ПЕРЕД СТАРТОМ
«Вот смотри, как это было — просто в загон людей загнали, и эта концепция велопарада никому не нужна», — считает Сырыгин. Велофестиваль уже проанонсировал улучшенную развлекательную программу в соцсетях. Может, участники велопарадов и правда грустили без песен, плясок и массовиков-затейников?
В 2018 году по итогам майского велопарада Инновационный центр сопровождения московского велопарада (организация, судя по всему, имеет отношение к правительству Москву, но не гуглится) изучил участников этого мероприятия. Был нарисован их статистический портрет, измерен уровень удовлетворения и собраны пожелания. Вот слайд с результатами исследования: велопарад прошёл с огромным успехом — 93% довольных участников.
Поразительная цифра, если вспомнить, что погода в этот день была отвратительная, холодный дождь лил всю дорогу.
ФУДКОРТ
«Я считаю, что ставить людей в положение, что они не могут взять водички, чай, кофе или перекусить, не правильно, нужно развернуть фудкорт, он стоит сразу полмиллиона, никто бесплатно его не ставит, я пообщался со всеми подрядчиками», — говорит Сырыгин. И сильно преувеличивает: с водичкой на прошлых велопарадах проблем не было. А вот с едой получалось по-разному. По словам куратора Let’s bike it! Владимира Кумова, согласованием фуд-корта занимался их партнёр — департамент транспорта. На весеннем велопараде 2018 года согласование почему-то получено не было. Но в тех случаях, когда фуд-корт удавалось поставить, он, как говорит Кумов, был дополнительной статьей доходов, а вовсе не расходов, как утверждает Сырыгин.
«Аренда киосков, генераторы, вывоз мусора, затройка, аренда мебели, шатров стоит денег», — рассказывает Андрей Будько, бывший соорганизатор маркетов «Уличная еда». Но при этом на торговле едой реально заработать: «Главная статья дохода маркета — это сбор с участников. Конечно, ты считаешь так, чтобы это было прибыльно».
БОЛЬШАЯ СЦЕНА
«Потом, вот эта куцая сцена маленькая в начале, которую нигде не было слышно, а нужно что? Инструктаж безопасности нужен; чтобы спонсоры оплатили мероприятия, нужно их хорошо показывать. Про них нужно говорить, им нужно дать возможность сделать розыгрыши, раздать, какие-нибудь велосипеды», — говорит Сырыгин. Сцена нужного ему масштаба стоит не меньше 3 млн рублей. Но так ли она нужна на самом деле?
Давайте по пунктам. Инструктаж безопасности на велопарадах всегда был — и со сцены, и в виде печатных брошюрок. Проблем с безопасностью явно не возникало — едва ли правительство Москвы стало бы разрешать и поддерживать мероприятие, участники которого рискуют своим здоровьем. 93% участников чувствовали себя на велопараде в безопасности.
Со спонсорами тоже все было хорошо, ведь их поддержки хватало и на сам велопарад, и на другие мероприятия Let’s bike it!. Схема «поставим дорогую сцену, чтобы заработать побольше денег и потратить их на сцену» не выглядит эффективной.
ЗАРПЛАТА ФАНДРАЙЗЕРА
Чтобы реализовать все эти ненужные затеи, искать спонсоров придётся с утроенной силой, это понятно. «Потом, для того, чтобы привлечь партнеров, нужен фандрайзер. Для того, чтобы организаторам работать с подрядчиком, нужен технический директор, все они получают деньги полгода», — говорит Сырыгин. До сих пор поиском спонсоров и ведением технических вопросов занимались сами ребята из Let’s bike it! Кто-то на общественных началах, а пара человек на постоянной основе — их зарплата входила в те самые два миллиона, которые они выручали за счёт велопарада.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ
«…львиная доля сметы – это информационная компания. В информационную компанию интегрируются идейная составляющая, ценностная, экспертная составляющая. То есть, мы говорим, почему велосипед это транспорт удобный и полезный для людей. Мы это раскладываем по полочкам, транслируем из всех чатиков в течение всего периода продвижения», — говорит Сырыгин. И тут он стопроцентно прав, информация — это очень важно.
По результатам исследования, 45% участников велопарада узнали о нём из социальных сетей. Аудитория страниц велопарада и Let’s bike it! на Фейсбуке и во ВКонтакте — 65 тысяч человек. Есть ещё отдельные страницы акции «На работу на велосипеде». Эти каналы не только приводили людей на велопарады, но и успешно транслировали ценности велосипедизации. Бесплатно. Необходимость тратить «львиную долю сметы» на информацию возникла именно потому, что город решил обойтись без помощи прежних партнеров.
Выходит так, что департамент транспорта сломал механизм, который исправно работал с 2012 года, отказался от партнёра, успешно проводившего большое и успешное мероприятие за сравнительно небольшие деньги, и привлёк к проведению велофестиваля новых людей, желающих поэффектнее тряхнуть портмоне.
В Москве проводится масса мероприятий с уличной едой, концертами и прочими развлечениями. Велопарад был знаменит не этим — его любили за возможность проехать по улицам города, свободным от машин, и увидеть Москву с другого ракурса. Он позволял тысячам людей на велосипедах хотя бы на несколько часов почувствовать себя хозяевами города и помечтать о том, какой может стать Москва, если мэрия начнёт наконец-то вкладываться в велоинфрастуктуру. Из того, что говорят организаторы Московского велофестиваля, есть ощущение, что о главном они позабыли.
Все фотографии — со страницы “Московского велопарада» во ВКонтакте.