Найти тему

Самолёт — не роскошь: как маёвец популяризирует малую авиацию

В обществе бытует мнение, что частная авиация — это слишком дорого, а полёты «для души» относят к области зарубежной фантастики. С такими стереотипами не согласен Андрей Шепеляев-младший, выпускник факультета № 1 «Авиационная техника» Московского авиационного института. На своём YouTube-канале «kudri fm» Андрей показывает и рассказывает, как частная авиация может войти в жизнь каждого.

— Я создал этот канал для популяризации частной авиации, — поясняет маёвец. — Когда люди слышат, что я еду на аэродром, представляют это так — огромные ангары, бизнес-джет, стюардессы. Такие стереотипы существуют только в нашей стране. Во всем мире даже домохозяйки знают, что можно арендовать или купить планер или самолёт, это в порядке вещей. Но в Советском Союзе не было понятия «свой самолёт», частная авиация не была распространена. Поэтому и привыкли думать, что либо ты военный и летаешь на боингах, либо олигарх. Поэтому я хочу рассказывать людям, что есть частная авиация, а самолёт можно использовать как транспорт. Это не экзотика, это не «покатать девушку», это средство передвижения. Полёты вовсе не для избранных.

Все видеоролики на канале Андрея и правда очень практичны: он рассказывает о том, как стать пилотом, где найти самолёт по цене автомобиля, какие документы нужны для поступления в авиашколу, сколько стоит содержать самолёт, что такое частные аэродромы и кто на них летает. Рассказывает он обо всем красочно, даже о строении двигателя, что обеспечивает Андрею внимание аудитории.

— Я в МАИ мечтал с 5 класса поступить. Однажды гулял по Алуште, рядом с маёвской базой отдыха, — вспоминает он. — Узнал, что в этом институте самолёты строят и заинтересовался. Я тогда в авиамодельный кружок ходил. Правда, сразу поступить в московский вуз не удалось. Сначала предстоял год учёбы в Харьковском авиационном институте.

Но потом появилась возможность, и Андрей отправился в Москву за мечтой. И если раньше он создавал авиамодели, занимал первые места в чемпионатах, то в Москве начал летать — уже сам. Сначала на планерах.

— Планеризм — это отдельная тема, — поясняет Андрей. — Планер — это романтика, как парусная яхта.
-2

Так вышло, что для завершения обучения и получения планерного пилотского удостоверения денег не хватало. Многие бы и сдались. Но не Андрей. Он нашёл неординарное, но действенное решение — пошёл работать техником. Заключил договор с владельцем аэроклуба: за ремонт и обслуживание планеров под руководством опытного коллеги Андрей получал возможность бесплатных полётов. За два года такого «бартера» будущий пилот не только набрался опыта, ремонтируя самолеты и планеры (чему, кстати, помогало и обучение в МАИ, где он учился на конструктора), но и смог налетать необходимые часы и получить заветное планерное пилотское. Время это всплывает в памяти радостными образами.

— Я полгода жил на аэродроме недалеко от Москвы. На пары ездил с аэродрома — вставал в шесть утра, до трёх в институте, а потом ехал обратно. Аэродром — магическое место, — улыбается Андрей. — У всех аэродромов своя аура. Возвращаясь к стереотипам: люди часто не видят разницу между аэродромом и аэропортом. Частный аэродром — это что-то вроде гаражного кооператива. Есть взлётная полоса — это то, что объединяет всех, а также есть участники кооператива: у кого-то свой ангар, у кого-то несколько или просто стоянка на улице.

Однако в планах у маёвца было и покорение самолёта. Из материальных активов у студента была лишь старая машина, на которой он ездил на аэродром и учиться. Денег она съедала немало, особенно на ремонте. Андрею помог отец — добавил денег на нормальную машину.

— Через месяц звонит мне, спрашивает, что купил. «Пап, такое дело, — отвечаю, — я пошёл на пилота учиться, права получать на частный самолет», — вспоминает Андрей. — «Ну, молодец», — ответил мне он. Так что я машину променял на пилотское.

Об этом решении Андрей не жалеет и называет полученную лицензию своим активом. В мечтах казалось, что как только у него появится лицензия пилота, то друзья и знакомые, у которых были самолёты, охотно дадут ему практиковаться. В жизни всё оказалось иначе: три месяца ушло на то, чтобы получить пилотское, но после ещё нужно было найти машину для полётов.

— Понять людей тоже можно: самолёты — предмет обожания, — поясняет Андрей. — И полгода я вообще не летал, уже думал, зачем получал пилотское. Но благодаря своему YouTube-каналу мне удалось завести новые знакомства в этой сфере, сначала мне разрешили брать самолёты полетать, а сейчас двое ребят дали мне машины в доверительное пользование. Пока своего самолёта у меня нет.
Андрей Шепеляев-младший и Андрей Шепеляев
Андрей Шепеляев-младший и Андрей Шепеляев

«Россия без малой авиации — никуда»

В том, что у частной авиации большое будущее в нашей стране, сомнений нет. По крайней мере, у Андрея.

— Вместо того, чтобы постоянно строить дороги, можно использовать воздушные пути. На Аляске вся инфраструктура — на малой авиации. В 1937 году частных самолётов там было больше зарегистрировано, чем машин, — приводит данные видоблоггер — Там даже барашков перевозит Cessna. Инфраструктура для частных самолётов нужна небольшая — полоса триста метров, в сущности, и всё. Многие думают, что и обучаться в частных школах нельзя. Нужно в училище, в казармы. Но это предрассудки.

Андрей уверен, что как только пилотов-частников станет больше, ситуация изменится. Благодаря его проекту люди уже сейчас открывают для себя небо, чтобы свой самолёт стал таким же обыденным приобретением как машина.