В первой части материала о фильме "Унесенные ветром" мы писали о Мелани Уилкс (Оливия де Хэвиленд), теперь же речь пойдет о легендарном актере, сыгравшем главную мужскую роль в эпопее.
Встречаем - Кларк Гейбл!
Итак, что же мы знаем о нем.
Начал сниматься в 23 года. Первый его фильм - 70-минутная драма эпохи немого кино, где Гейбл играл брата главной героини. Фильм не сохранился.
В том же году (1924) последовали съемки в фильме "Запретный рай" о русской императрице Екатерине II, где Гейблу досталась роль бравого солдата царской охраны. И это также была драма.
После финансового кризиса конца 1920-х Америку охватывает Великая депрессия, а в моду входят криминальные мелодрамы (типичный герой периода быстрой наживы и размытой морали - гангстер, тут вспоминаются отечественные сериалы наподобие "Бригады", - наверное, это общая закономерность человеческого общежития).
Кларк Гейбл пока на вторых ролях. Те 20 фильмов, в которых он успел сняться за три года (1931-1934) остались в истории кинематографа не из-за своей глубины или увлекательности, а потому, что они - шаги в биографии Суперзвезды.
Наконец, весной 1934 появляется фильм "Люди в белом" (Men in White), который принес Гейблу главную роль. Интересно, что этот фильм был отнесен в список нерекомендованных для широкого проката американской организацией "Национальный легион приличия".
Это связано с тем, что причиной болезни главной героини, предположительно, мог являться аборт. К абортам в США всегда относились крайне негативно, ну а уж в 1930-х...
Однако это только подогрело интерес к тридцатилетнему сексапильному брюнету, и следующая главная роль, которую предложили Гейблу, принесла ему первый "Оскар": гангстерская мелодрама "Манхеттенская история" была удостоена этой награды за лучший сюжет.
Со второй половины 1930-х гангстерская тематика постепенно сходит на нет, и Голливуд переключается на экранизации. Гейбл снимается в главной роли в:
- "Китайских морях" (по роману Кросби Гарстина),
- "Зове предков" (по роману Джека Лондона)
- "Мятеже на Баунти" (экранизация по роману Чарльза Нордхоффа и Джеймса Нормана Холла).
"Мятеж на Баунти" был столь успешным проектом, что конкурирующая киностудия моментально сняла фильм "Одиссея капитана Блада" со своей собственной звездой - Эрроллом Флинном.
Именно там внимание публики привлекла юная Оливия де Хэвиленд, которой предстоит через 4 года блистательно исполнить роль Мелани Уилкс в киноэпопее "Унесенные ветром".
Но самому Гейблу "Мятеж на Баунти" не принес много славы: он играл там не главную роль, что, возможно, было связано с его несколько пошатнувшейся репутацией.
Его партнерша по "Зову предков", Лоретта Янг, по слухам, забеременела и родила от него. История была окутана строжайшей секретностью, т.к. Гейбл тогда был женатым мужчиной.
Такое "пятно на солнце", если бы истинная подоплека отношений Кларка и Лоретты обнаружилась, публика своему солнцу не простила бы: Америка 1930-х была страной, религиозной до ханжества.
Известно, что Лоретта тщательно скрывала беременность, а новорожденного ребенка моментально отдала в приют, оформив впоследствии "удочерение", чтобы воспитывать собственное чадо самой и при этом не потерять ни одного контракта с высоконравственными режиссерами и продюсерами.
Знавшие подробности истории люди утверждали, что сначала Лоретта пыталась обвинить Гейбла в изнасиловании, но потом старательно открещивалась от этой попытки, упирая на то, что она сама его спровоцировала.
***
После этого намека на скандал с Лореттой киностудия MGM сделала ставку на другую актрису: постоянной партнершей Гейбла на экране становится Мирна Лой.
Успехи конца 1930-х годов
В 1937 году, согласно опросу общественного мнения, Кларк Гейбл и Мирна Лой были признаны Королём и Королевой Голливуда.
После этого в карьере Гейбла последовали несколько комедийных мюзиклов, которые были вполне коммерчески успешными.
Поэтому, когда зашел вопрос о том, кто сыграет главную мужскую роль в "Унесенных ветром", мнение руководства MGM было единодушным.
Кларк Гейбл и "Унесенные ветром" (1939)
Подготовка к съемкам велась почти три года: права на экранизацию были куплены еще в 1936 году, до публикации книги, и сценарий разрабатывался командой из 13 профессиональных писателей.
Продюсеры MGM, почувствовав в книге мощнейший потенциал, не прогадали, потратив 4 000 000 долларов на съемки.
Правда, Гейбл не получил "Оскара" за роль Ретта Батлера (а Вивьен Ли за Скарлетт получила).
Романтические мелодрамы 1940-х
Следующие три фильма с Гейблом - "Странный груз", "Шумный город" и "Товарищ Икс" - укрепили его славу героя-любовника: все эти фильмы - романтические мелодрамы.
В первой из них он снимается с одной из своих постоянных кинопартнерш, Джоан Кроуфорд.
Одна из красивейших актрис золотого века Голливуда, Джоан развелась с мужем ради Гейбла, но счастливой пары из них не вышло, зато девушка этим скандалом испортила себе карьеру.
Больше пара Кроуфорд-Гейбл на экране не появлялась.
Вряд ли она жалела о своем поступке: решительности ей было не занимать. Не зря она была прототипом для создания образа Злой королевы для диснеевского мультфильма «Белоснежка и семь гномов».
Так или иначе, Гейбл был тогда женат и разводиться не собирался.
***
В очередном фильме — "Шумном городе" — новой половинкой "самой сладкой парочки" Голливуда становится Клодетт Кольбер.
Но ее яркий комедийный талант несколько мешает в полной мере раскрыть всю романтичность образов, которые подразумевались в паре Гейбл-Кольбер, и уже начиная с "Товарища Икс" продюсеры меняют Кольбер на Ламарр.
Хеди Ламарр
Хеди Ламарр играла и в "Шумном городе" тоже, и была достаточно известна и до него, но именно "Товарищ Икс" - шпионская лента про СССР - осветила ее талант по-новому.
Кстати, Хеди Ламарр - тоже "девушка с характером", да еще какая. Родилась она в Австрии и в ранней юности вышла замуж за богатого торговца военной амуницией. В предвоенной тревожной атмосфере ей жилось несладко, и она, оставив мужа, тайком сбегает в Париж, оттуда - в Лондон, а там случайно встречает Луиса Майера, основателя компании MGM (Майер - то самое второе M в аббревиатуре).
Луис Майер, увлекшись девушкой, приглашает ее в Голливуд.
Но Хеди Ламарр всерьез занималась и изобретательской деятельностью. В 1942 году она запатентовала систему дистанционного управления торпедами. День рождения актрисы — 9 ноября — назван Днём изобретателя в немецкоговорящих странах.
Что примечательно, технология была настолько сложна для ее времени, что стала использоваться только тридцать лет спустя, а впоследствии, примененная к "мирной" жизни, послужила фундаментом для технологии BlueTooth.
Не зря в честь прекрасной Хеди Ламарр назван... ручной хедкраб доктора Кляйнера (персонаж известен поклонникам компьютерной игры Half-Life 2). Хедкраба зовут Ламарр, ну а само жаргонное название хедкрабов - heady - созвучно с именем актрисы.
Крепкой киношной пары из Гейбла и Ламарр, однако, не сложилось: карьере девушки помешала ее беременность.
Вторая Мировая война
Продолжается тесное общение Джоан Кроуфорд и Кларка Гейбла. Кроуфорд сыграла в том фильме, в котором должна была сыграть его жена, Кэрол Ломбард.
Это произошло не случайно.
Фильм был задуман с размахом: вырученные деньги планировалось передать Красному Кресту. И Кэрол погибла в авиакатастрофе, путешествуя в рамках тура, рекламировавшего фильм. После этого ее роль получила Кроуфорд.
Были ли у нее шансы покорить безутешного вдовца со второй попытки?.. Видимо, нет. После смерти Кэрол Гейбл оставался свободным еще целых 7 лет.
Отчаявшись найти счастье в личной жизни, он в 1942 году записывается в американскую армию.
В годы войны Кларк Гейбл, вопреки сильному противодействию правительства и армии, стал стрелком на самолёте B-17 и участвовал в авианалётах на Германию. Он совершил пять официальных боевых вылетов, и гораздо больше неофициальных, включая один — на Германию.
После повреждения самолета, когда в одном из вылетов неразорвавшийся снаряд прошел в 30 см от актера, руководство студии MGM, опасаясь потерять известного актёра, предприняло всё возможное, чтобы возвратить Гейбла с фронта.
В ноябре 1943 года он вернулся в США с 15 километрами отснятых материалов для фильма "Сражающаяся Америка" и продолжил работу в кино.
Следующий фильм с его участием выйдет только после войны, в декабре 1945 года.
В очередной романтической драме пару 44-летнему Гейблу составила зрелая красавица, 40-летняя Эвелин Грир Гэрсон.
Фильм удался, но слоган - "Гейбл вернулся, и его заполучила Гэрсон!" - у зрителей особенного отклика не нашел.
Возможно, поэтому в следующем фильме партнершей Гейбла была девушка вдвое младше его, и не американка, а гостья из Старого Света - Дебора Керр.
Увы, и этот фильм провалился. Критики язвили: в фильме слишком много Гейбла. За час сорок пять минут его нет в кадре всего 5-8 минут, а лучше бы наоборот, - писал обозреватель The New York Times.
Только в 1948 году был найден беспроигрышный ход: в фильме "Возвращение домой" с Гейблом сыграла Лана Тернер, американская "миледи Винтер".
Лана Тернер
Их предыдущие опыты совместных съемок были довольно удачными, но бешеная ревность жены Гейбла, постоянно присутствовавшей на съемках, чтобы присмотреть за ветреным мужем, так замораживала Лану и нервировала съемочную команду, что Тернер была последней кандидатурой, которую бы еще раз пригласили сниматься с ним.
Но... нужно было что-то делать ради кассовых сборов. И продюсеры позвали именно ее.
Лана Тернер была и правда невероятно привлекательна.
Из-за проходного, в общем-то, образа в одном из ранних ее фильмов (где она играла погибающую в самом начале жертву маньяка) ее долгое время ценили только за внешность. Выбранные для той маленькой роли облегающий свитер и юбка так подчеркивали сексуальную привлекательность Ланы, что на долгое время актрису преследовало прозвище sweater girl.
В общем, миссис Гейбл в свое время и правда было о чем беспокоиться.
Но к концу 1940-х, особенно после роли Миледи в "Трех мушкетерах", в Лане наконец разглядели неподдельный талант. И успех "Возвращения домой" это подтвердил.
Однако же, к вящему огорчению поклонников пары, больше дуэтов Тернер с Гейблом не сложилось, т.к. при ее годовом доходе в четверть миллиона долларов Тернер была далеко не любой студии по карману.
***
Зато в карьере Гейбла это привело к появлению одной из самых серьезных его ролей: военная драма "Командное решение" вывела его на новый уровень. В фильме, кстати, не было женских ролей.
Романтические драмы 1950-х
"Командное решение" стало хорошей ступенькой в продолжении карьеры Гейбла.
После этого начался период драм романтических, которые, однако, приносили все меньше дохода, - возможно, потому, что Гейбл не давал больше повода для скандалов с женщинами, будучи относительно счастливо женат на модели и светской львице (то есть находясь под прицелами фотокамер журналистов).
И вот к середине 1950-х студия MGM решила вдохнуть в угасающую славу Гейбла новую искорку, и... сняла ремейк фильма 1932-го года, в котором он же сам и играл когда-то главную роль.
В 1932 году слащавая мелодрама "Красная пыль" повествовала о любовном треугольнике в Индокитае, в 1953 - более двадцати лет спустя - почти о том же, но, для разнообразия, в Африке.
Звездный состав (вместе с Гейблом играли Ава Гарднер и Грейс Келли) обеспечил картине успех.
Лучший фильм по версии BAFTA, "Оскар" за лучшую женскую роль у Гарднер, "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана у Келли... Публика сходила с ума, киностудия гребла деньги лопатой.
Следующий фильм должен был повторить успех, но в дело вмешалась сама судьба.
Ава Гарднер, которой отводилась там главная роль, стала настолько популярна, что один из ее богатых поклонников - миллионер Говард Хьюз - решил вынудить ее развестись с мужем.
Привыкший к женскому обожанию, Хьюз не собирался останавливаться ни перед чем и хотел, чтобы Ава стала его женой.
Но... Гарднер сбежала в Испанию.
Вместо Авы Гарднер кинокомпания MGM, как шулер - туз из рукава - достала Лану Тернер.
Фильм "Преданный" получился достаточно успешным, но в этом году контракт Гейбла с MGM заканчивался, и 54-летнего актера наконец "отпустили" на волю. Его моментально "купила" 20 Century Fox, но не на роли романтичных ловеласов.
***
Первый его фильм с новой студией был очередной военной драмой.
Вышедший на экраны в 1955 году "Солдат фортуны" получил мизерную кассу, которая еле окупила расходы.
Романтических историй вокруг актера-легенды тоже не возникло: его партнершу по фильму, Сюзан Хейворд, чуть ли не в половине сцен заменяла дублерша, которую старались снимать со спины.
И нет, это устроили не потому, что боялись новых скандалов с любвеобильным красавцем. Отснявшись в павильонных декорациях, Хейворд отказалась ехать в Гонконг, где снималась большая часть фильма. Ей не хотелось ехать туда, поскольку в то время у нее шел бракоразводный процесс и она не могла бы взять с собой на съемки детей.
Неудачи конца 1950-х
После нескольких не самых удачных вестернов 20 Century Fox принимает решение не продлевать контракт с Кларком Гейблом.
Попытка возродить его былую славу - романтическая драма 1957 "Банда ангелов", снятая кинокомпанией Warner Bros., - также не удается: критики ополчились на фильм, действие которого происходит во время Гражданской войны в Америке, справедливо указывая, что это жалкая подделка под "Унесенных ветром".
Даже внешнее сходство главной героини, которую исполняла Ивонн де Карло, с Вивьен Ли, было поставлено в вину производителям фильма как неловкая попытка отряхнуть пыль со старых лавровых венков.
Ну а в военной драме «Идти тихо, идти глубоко» (англ. Run Silent Run Deep), снятой малоизвестной компанией Hill-Hecht-Lancaster Productions, Гейбл и вовсе потерялся на фоне набирающего популярность Берта Ланкастера.
От романтической линии кинематографисты решили отойти: Мэри Ларош, сыгравшая жену главного героя, - не воздушная красавица, а волевая женщина, а появляется она в кадре буквально для того, чтобы исчезнуть и забыться.
Критик The New York Times на этот раз писал об этом фильме, описывающем трагедию на подводной лодке: "Всё это очень... по-мужски. Очень... подводно".
Закат звезды
Последующие несколько лет добавили к кинокарьере Гейбла несколько романтических комедий, прошедших почти незамеченными.
Наконец, в 1961 году начались съемки фильма, который должен был стать пиком карьеры аж двух звезд: Кларк Гейбл и Мэрилин Монро участвовали в съемках драмы "Неприкаянные" по сценарию Артура Миллера.
Популярный писатель Миллер был женат на Монро, но их отношения к тому времени обострились до такой степени, что она вспоминала потом "Неприкаянных" как худший фильм в своей жизни.
Для Гейбла же эти съемки оказались роковыми. Незадолго до конца съемок у него прямо на площадке случился сердечный приступ, и 11 дней спустя он умер.
Его последняя супруга, Кей Уильямс, была тогда на 5 месяце беременности. Своего второго ребенка, Джона Кларка Гейбла, знаменитый актер так и не увидел.