Работы по проекту «Тритон» никогда не были засекреченными и самое главное, ими никогда не интересовались военные. Однако по сети ходят именно эти, весьма устойчивые и иногда довольно аргументированные заблуждения о сверхсекретном военном заказе.
Почему же так случилось?
Всё просто - в силу малоизвестности проекта.
Он не успел как-то засветиться в истории отечественного автопрома поскольку и существовал каких-то четыре года, с 1989-го по 1992-й годы и годы эти, как вы понимаете, были не самым лучшим временем для нашей страны.
Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ), получил заказ на разработку лёгкого вездехода для геологоразведочных партий от Министерства нефтяной промышленности СССР в конце 1988-го, после заключения договоров и получения оплаты началось конструирование автомобиля.
Заказчик оговаривал следующие характеристики для машины — Вес до 1300 кг, полный привод, максимальная скорость 100 км.ч., г\п до 200 кг, количество посадочных мест — не менее двух, включая возможность размещения пассажиров в грузовой платформе.
При этом длина автомобиля должна быть не более 4-х метров, ширина — до 1 м. 70 см., высота — 1 м. 60 см, клиренс — не меньше 18 см.
Автомобиль должен был базироваться на серийных узлах и агрегатах выпускавшихся в СССР автомобилей для удешевления его в производстве и ремонте.
Судя по приведённым параметрам, специалисты миннефтепрома составляли параметры своего заказа даже не оглядываясь, а заглядываясь на ВАЗ-2121.
Правда, в НАМИ, на стадии создания макетов в масштабе 1:5 и вычерчивания первых компоновочных чертежей сразу стало понятно, что серийной машина скорее всего не станет — слишком много расхождений было с базовой моделью. При создании полноразмерного макета 1:1 ещё использовали капот и переднее оперение серийной «НИВЫ», но при создании первого(и последнего) ходового образца кузовные панели были сделаны оригинальными. Этому послужило несколько причин — на 8 сантиметров увеличилась колея, в основном из-за применения совершенно новой вездеходной резины и применения совершенно иной раздаточной коробки(Трансмиссия серийной «НИВЫ» не выдерживала нагрузок, с которыми были призваны бороться колёса увеличенной ширины и диаметра при прохождении заболоченных грунтов).
С сентября 1989-го по март 1991-го автомобиль, получивший в НАМИ название «НИВА-Тритон» прошёл 18 тысяч километров, из них только около тысячи — по дорогам общего пользования. Два раза его вывозили на Самотлорское месторождение, чтобы испытать непосредственно на таёжных дорогах в условиях низких температур. За три года машину переделывали 5(!) раз.
В 1991-м году, когда СССР развалился, похоронив под своими обломками все экономические связи страны, финансирование со стороны заказчика сразу же прекратилось, начальники в миннефтепроме стали меняться один за одним, в НАМИ, кстати тоже, и машина попросту стала ничьей.
На представленных фотоснимках показана последняя «реинкарнация» «Тритона», которую от НАМИ выставляли на пресс-показе Московского Автосалона в 1992-м году. Он удостоился короткой заметки без фотографии в журнале «Смена». После этого автомобиль нигде не видели.
Представленные фотоснимки — это уже результат компьютерного фотомонтажа. Фотожурналист газеты «Автодепо» Дмитрий Ахмадуллин сделал эти снимки во время пресс-показа, когда машина стояла на подиуме. Фон добавлен три года назад, когда оригинальные негативы попали к администратору группы Benderlog design - дизайн автомобилей Александру Пономаренко.