«Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Служебный роман»... Без старых фильмов 31 декабря — это уже как без ёлочки, гирлянд и фейерверков. Бормочущий телевизор — милый, уютный фон. Смотришь вполглаза, слушаешь вполуха. Накручиваешь бигуди, крошишь салаты, болтаешь по телефону, подкрашиваешься.
И вдруг, при просмотре "Кавказской пленницы", я похолодела! Там высмеивают и осуждают (вплоть до уголовной скамьи) похищение невесты. А ведь это нечто иное, как прямое и грубое вмешательство в менталитет национальной республики. Выставление на всеобщее посмешище старинного красивого горского обычая. Плевок в лицо.
Будь Гайдай жив — как миленький, поскакал бы в постоянное представительство, просить прощения у представителя маленького, но гордого кавказского народа. Так как место действия не указано — то у всех многочисленных представителей сразу. На всякий случай, чтобы не обиделись.
Дальше смотрю...не обращая внимания, что на плите у меня горит.
"Служебный роман". Там Мягков на мотив вальса "На сопках Маньчжурии" поёт песенку про барсука: "Тихо вокруг, только не спит барсук. Уши свои он повесил на сук..."
Да как он посмел?! Наши герои, понимаешь, полегли в русско-японской войне, спят вечным сном — да разве тут уснёшь? Прямое глумление, втаптывание в грязь великой русской истории! Столько лет смотрела — только сейчас дошло. Благодаря ингушскому постпреду в Москве, обидевшемуся на "Камеди вумен" и потребовавшему сатисфакции. Пока моральной, а там видно будет.
Так, что у нас на очереди? "Бриллиантовая рука"!
Всё гладенько, вроде ничего не царапает и не ранит ничьей тонкой душевной организации... Вот только позолоченная иконка Божьем Матери в квартире Гоши... Не законопослушного, милейшего Семёна Семёныча Горбункова, заметьте — а мошенника и контрабандиста Козодоева! Иконка! Это в чём она помогает? Бриллианты тырить?!
А потом... Потом тако-ое... Под православное пение, с фанатичным лицом, Гоша идёт по волнорезу, аки посуху, и в руках несёт... Хоругвь! То есть надетые на палку сатиновые семейные трусы, олицетворяющие хоругвь! Волосы на моей голове встали дыбом.
Ну, товарищи, это уж слов нет. Куда мы катимся? Куда смотрит церковь?! Как до сих пор не усмотрела, не запретила? Взяла бы пример с обидчивого ингуша, вызвала на ковёр в постоянное представительство того же бедного Гайдая...
И... не было бы замечательных, искромётных комедий, над которыми почти полвека дружно смеялась и до сих пор ухахатывается многонациональная страна. Потому что ничто так не сближает, как добрый юмор и улыбка. Зато вокруг одна сплошная серость, толерантность и запрет на ущемление разнообразных, национально и религиозно - самоидентификационных нежных чувств.
Хотите смотрите, хотите ложкой ешьте. "Кушайте на здоровье!" — как сказал Вицин в "Не может быть!"
Ещё как может. Не потому ли у нас кинематографический кризис? И так катастрофически не хватает светлых, добрых комедий? Снимешь — а потом без штанов останешься, замучаешься судиться.
Да... Повезло нам, что Гайдай и Рязанов творили в эпоху Брежнева. А вы говорите: цензура, коммунистическое иго...
Написала про комедии и чувства, и благополучно забыла. А тут звонит знакомая, очень сердитая, мы раньше по работе встречались. Соцсети читает, но не зарегистрирована. И говорит буквально следующее: "Вот из-за таких Иванов, не помнящих родства, мы и живём плохо. Человек без Родины и без принципов - вот кто ты. Коллаборционистка (наверно, имела в виду "космополитка").
Вальс "На сопках Маньчжурии" — это песня-плач, — запальчиво продолжала она. — Песня-реквием. У каждого, даже самого маленького народа, есть такая судьбоносная песня. Святая, значимая для него. Посвящённая погибшим мужьям, сыновьям, отцам. У нас про русско-японскую и Великую Отечественную войну. У кого-то про Холокост. У кого-то про нью-йоркские взорванные башни-близнецы.
Представь, что на мотив этих песен положили стихи про барсука. Который на сук повесил это самое. Не уши, а, извини за выражение, яйца: из песни слова не выбросишь. Возмутятся маленькие народы? Есть неприкосновенные вещи, над которыми нельзя шутить даже в комедии".
Она мне здорово испортила предпраздничное настроение. Я тяжело задумалась. Может, наш народ, действительно, настолько великодушен, что не замечает и не опускается до обид и разборок? И где грань между великодушием и равнодушием?
А любимая комедия, вдруг подумала я, могла прекрасно обойтись без этой песенки. И ничего бы не потеряла.
***
ВЫ НЕ СЛУЧАЙНО ЗАШЛИ НА МОЮ СТРАНИЦУ! РАДА ВИДЕТЬ ВАС В СВОИХ ПОДПИСЧИКАХ!