Каргополь встретил нас первой за несколько дней по-настоящему темной ночью. И абсолютной тишиной. В этом и прелесть маленьких старых городов. Нет ни постоянного шумового фона, ни сверкающего всеми цветами сумасшедшего зарева фонарей и вывесок. Нет ни такой привычной нам беспрерывной погони за жизнью. Ночью все засыпает и погружается в тишину. И есть в этой тишине что-то умиротворяющее, что-то волшебное. Проехав пару небольших безлюдных улочек, мы остановились на ночлег в одном из гостевых домов недалеко от центра. Чтобы на утро с новыми силами исследовать город.
Первые упоминания о Каргополе (старое название – Карго Поле, от северных диалектов карго- ворона, получается Воронье Поле) в летописях относят к концу XIV века времен Куликовской Битвы. Однако многие историки уверяют, что поселение на этом месте возникло значительно раньше. Считается, что эти земли были заняты Новгородцами еще в XII веке, а в начале века XIV здесь уже появлялись первые монастыри.
К концу XV века город становится уездным и почти сразу превращается в место ссылок. При Иване III сюда отправляли плененных татарских ханов и их семьи.
В скором времени Каргополь стал крупным и значимым торговым городом (при том, что в него все продолжали ссылать), пережил опричнину, осады казаков и «польских и литовских людей и русских воров», а так же Соляной бунт 1648 года.
Из-за страшного пожара при Екатерине II город почти полностью сгорел, но вскоре был восстановлен и перепланирован.
При СССР Каргополь относился к Северному Краю, а позже к Архангельской области (с 1937), в состав которой входит и по сей день.
В центре расположена главная достопримечательность – Соборная площадь. Ее архитектурный ансамбль формировался несколько столетий и пришел к своему нынешнему виду только в XIX веке. Например, Христорождественский собор (к слову, тоже пострадавший при большом пожаре) более двух сотен лет оставался единственной каменной постройкой. В 1930-ые чудом уцелел, так как был переделан в музей, что его и спасло от разрушения.
Тут же и храм Рождества Иоанна Предтечи 1751 года постройки, который является самым высоким собором города.
Между двумя знаменитыми храмами расположилась высокая колокольня 1778 года, украшенная вензелем Екатерины II.На нее, кстати, можно подняться за совсем скромный прайс (50 или 100 рублей) и посмотреть на соборную площадь и набережную с высоты.
Днем в центре оказалось многолюдно. Группы туристов с фотиками, небольшая ярмарка, сувениры, сладости и знаменитая Каргопольская игрушка. Еще в давние времена мастера-гончары лепили из остатков с производства различные поделки и игрушки. Они производятся и сейчас, хэнд мейд.
В целом, город произвел приятное впечатление своей простотой и аккуратностью. Наделав, фоток и нагулявшись по площади, мы отправились перекусить. Стоит заметить, на одной из улочек недалеко от центра мы нашли маленькую пиццерию. Выглядела она просто как окно со ставнями в стене, где можно сделать заказ с улицы и через некоторое время забрать (Ма…КаргАвто ну или типа того). Пицца оказалась настолько крутой, что, взяв одну, мы вернулись и заказали еще две с собой. Рекомендуем!
После обеда мы отправились исследовать пару интересных мест в окрестностях. Начали с деревянного шатрового храма в деревне Саунино 1665 года постройки. Внутри сохранились многочисленные росписи. Вход был свободным, и вместе с нами внутрь зашли еще несколько человек. Вскоре подоспела и тетушка, организовавшая небольшую экскурсию на месте, по окончании которой собрала по 50р с носа.
Следующей точкой стало урочище Красная Лягя на месте исчезнувшей деревни Каргопольского района. Здесь располагается один из самых выдающихся памятников деревянного зодчества в виде восьмигранного шатрового Сретенско-Михайловского храма того же 1665 года. На момент нашего посещения реставрировался и был обит строительными лесами.
Вообще, в дальнем путешествии можно попасть в разные ситуации. А перемещаясь по российской глубинке – тем более. В поисках очередной заброшки мы заехали в маленький поселок, буквально в три дома. И перед глазами предстала картина, переполненная до краев русским колоритом. Три домика расположились почти замкнутым кругом, будто хижины вокруг костра, входами к центру. Дверь одного из них была раскрыта, а на ступеньках вопил что-то русское народное маленький магнитофон с проводом, уходящим в дом. На улице весело отплясывали мужик и две тетки. Танец казался не до конца понятной смесью чего-то простого народного и дискотечных движений времен комсомола. Эта компания поначалу никак не реагировала на вкатившийся в их двор обклеенный внедорожник, и продолжала отплясывать. Через некоторое время одна из теток заметила нас, замерла на миг. Тут же сделала жесть рукой, понятный как «давайте к нам плясать», и вся компания продолжила свой праздник, не обращая на нас никакого внимания. Мы переглянулись, и я сдал назад. Надо было продолжать путь.
Дальнейший маршрут вел нас уже в Карелию в сторону Медвежьегорска. По пути посетили еще одно живописное урочище в деревне Челмужи с храмом 1605 года, построенным на средства матери первого русского царя из рода Романовых — боярыни Ксении Ивановны. Одна из старейших церквей Заонежья.
В Медвежьегорск прибыли опять ночью. И расположились на базе отдыха «Медвежка», которую я уже упоминал в своих статейках ранее. Впереди ждал восьмой день экспедиции.