В театре киноактёра под управлением Никиты Михалкова поставили спектакль, имеющий нечто общее с телевизионными сериалами (чувствую, как это сравнение сейчас не нравится руководителю театра). «Метаморфозы» ― литературно-сценический коллаж из рассказов Ивана Бунина и Антона Чехова. В афише театра уже три таких спектакля ― «I. Лёгкое дыхание», «II. Жёны актёров» (премьера состоялась 22 февраля) и «III. Враги». Их объединяет общее оформление, подача, авторы и исполнители.
В третью часть трилогии (а моё знакомство началось именно с неё) вошли восемь произведений русских классиков ― "В Париже", "Визитные карточки", "Хористка", "Стёпа", "Супруга", "Канитель", "Враги" и "Лита". Эти истории уникальны и обособлены, но вместе они составляют общую картинку того времени, мастерски оформленную под кино на сцене. Всё действие происходит по ту сторону экрана, на котором в начале каждого повествования, как в старой книжке, в красивой картинке красивыми буквами выплывает название рассказа. Это на нём летают все спецэффекты, на нём титульная страница общей книги, которую за нас листает режиссёр.
Артисты будто только что сошли со старых фотографий, чёрно-белых, тонированных. Отсюда и костюмы не такие яркие, какими могли бы быть. Это всё ожившая история, которую в своё время два великих прозаика увековечили в своих литературных произведениях. Пароход, ветер, чайки. Дождь, Париж. Пианино, пирожки, жена человека, которого ты любишь. А потом снова кадры работы над этими образами. Такой формат открытой репетиции выбрали режиссёры спектакля, это формат бекстейджа, у него даже есть свои почитатели, ведь можно долго и завороженно наблюдать за тем, как кто-то работает.
Почему создатели выбрали прозу Чехова и Бунина, а не драматургию, Никита Сергеевич решил объяснить, выйдя на сцену перед показом:
― Драматургия написана для сцены, она подсказывает, как играть. А проза самостоятельна. Она летящая. Бунин одной фразой описывает атмосферу. А атмосфера, на мой взгляд, ― самое главное! Михаил Чехов писал: "Замечательные актёры в замечательной пьесе, помещённые в неправильную атмосферу, ничего не смогут сделать". Это невероятно трудно, взяв одну фразу Бунина или Чехова, поместить её на сцене так, чтобы, не произнося её (потому что эта фраза описывает состояние), это состояние передать.
Невидимое сделать видимым, оставаясь невидимым. Это их уникальная формула, о которой Никита Сергеевич говорит с экрана перед спектаклем. Такая вводная от Михалкова ― синтез Питера Брука и Михаила Чехова. Установка не только для артистов за кулисами, но и для зрителя: "Я очень хочу, чтобы вы почувствовали это".
Разнообразна палитра того, что мы пытаемся делать на сцене. Актёры должны быть универсальны ― уметь двигаться, менять жанр и не закостенеть в том медийном виде, какой складывается благодаря кино. Наш эксперимент опасен. Он может подвергнуться критике с разных сторон. Мы готовы к этому. Мы принимаем критику, но всё равно будет идти своим путём.
Каким получится этот путь в отдельно взятом спектакле, вы сможете оценить и прочувствовать, придя в театр киноактёра на ближайшие "Метаморфозы".
Анжелика ЛУКИНА, фото из архива театра киноактёра
За приглашение на спектакль благодарю любимое московское сообщество блогеров "Москва люблю" и театр киноактёра под управлением Никиты Михалкова.