Развитие общества невозможно без молодежи. Рано или поздно она включается в социально-экономические отношения, поэтому необходимо позаботиться о формировании у нее не только экономического мышления, но и культуры потребления. Спутницей культуры потребления является нравственная культура. Отечественный педагог Станислав Шацкий призывал педагогов и родителей обратить на это особое внимание, чтобы с умением считать не пришло умение обсчитывать.
Молодежи не чужды рыночные ценности: предприимчивость, инициатива. Результаты исследований показывают, что среди учащихся много желающих иметь свое дело. Однако это желание является скорее мечтой, чем целью. Ведь основной мотив – много зарабатывать.
На базе одного из молодежных центров города Курска было проведено исследование потребительской культуры школьников. В опросе приняли участие 180 учащихся средних и старших классов. Им были предложены следующие вопросы:
Как подростки распоряжаются карманными деньгами? Поощряют ли родители успехи детей (например, учебные) материально?
Каким подростки видят экономическое поведение родителей? Как оценивают социальный статус семьи? К какому социальному слою относят свою семью?
Каков стиль потребления подростков? Что влияет на его формирование? Чем руководствуются при покупке товаров и услуг? Каково отношение к рекламе?
Каково отношение подростков к социальному неравенству? Считают ли они возможным достичь в будущем хорошего материального положения личными усилиями?
Карманные деньги
Как показали результаты опроса, карманные деньги у большинства опрошенных появились еще в детстве:
у 28% – в возрасте до 7 лет
у 34% – в 8-10 лет
у 6% – в 11-12 лет
Остальные учащиеся не вспомнили, когда у них впервые появились карманные деньги.
Первые карманные деньги подростки тратили в основном на продукты питания:
40% – покупали фастфуд, мороженое, конфеты, жвачки и т.д.
6% – складывали деньги в копилку
5% – приобретали себе «нужные вещи»
3% – тратили на «гуляние с друзьями»
22% школьников не вспомнили, как потратили первые карманные деньги
Выяснилось, что около 1/3 опрошенных часть денег, выдаваемых родителями на завтраки, откладывали на другие нужды. 1/3 признались, что их бюджет пополняется за счет хорошей учебы. Время от времени к этому средству стимулирования успеваемости прибегают в половине семей. Не обязательно родители объявляют "это тебе за пятерку по контрольной", но подчеркивают, что хорошая успеваемость – достижение, заслуживающее поддержки. Таким образом, почти 80% участников опроса получают деньги за учебу.
Влияние семьи
Значимое влияние на экономическую социализацию школьников оказывают семейные факторы:
социальный статус родителей (причем, ключевую роль играет статус отца) и социально-экономическое положение семьи
экономическое поведение родителей, политика трат и накоплений
80% участников опроса полагают, что их семьи относятся к среднему классу, 17% отнесли свои семьи к богатым, 1,5% – к бедным.
Влияние семьи в формировании потребительской культуры детей велико: почти 80% учащихся берут пример с родителей. Возможно, так происходит не только в силу особого авторитета родителей, но и за неимением перед глазами других примеров. 20% участников опроса выразили несогласие с экономической политикой родителей. Что предлагает эта часть школьников?
54% – больше откладывать, накапливать
15% – больше зарабатывать
14% – больше тратить
Очевидно, что большинство детей осознают важную функцию сбережений как средства обеспечения финансовой независимости.
Стиль потребления
Стиль потребления нередко формируется под влиянием наиболее значимой для подростков социальной группы. Как правило, это группа сверстников. Польский социолог Петр Штомпка заметил, что даже не будучи членом значимой для себя группы, человек старается вести себя и выглядеть так, как будто он в ней состоит.
Некоторая часть молодежи ориентируется на внешний блеск, «упаковку». Однако не у всех хватает средств на красивую жизнь. На этой почве в 1990-х возникла субкультура Rich & Beautiful («богатые и красивые»; не путать с музыкальной культурой R&B). Это движение «детей улиц», подражающих образу жизни «золотой молодежи». Среди форм проведения времени в данной группе преобладают безделье, развлечения, «тусовки».
Вот как описывают стиль жизни «богатых и красивых» журналисты, изучавшие данную субкультуру:
"Вообще слово «гламур» у нас стало вторым по популярности. Сразу после «привет». Глянцевую жизнь возвели в культ. Школьники косяками потянулись в солярий. Студентки копят деньги на ботокс. По ночам весь этот народ садится на последний троллейбус – и айда в самые элитные клубы Москвы. Это целое искусство – вести гламурный образ жизни, не имея налички".
Участникам исследования был задан вопрос: «Как влияют сверстники на твое отношение к потреблению?» Как показали результаты опроса,
45% хотят быть не хуже других
37% не стремятся никому соответствовать
17% стремятся быть лучше окружающих, хотят выделяться
15% подростков указали, что покупают такие вещи, которые помогают ощутить причастность к той или иной группе.
Половина подростков признались, что не задумываются о том, как выглядят на фоне одноклассников, полагают, что они такие же, как и все. 42% сообщили, что они чувствуют себя не хуже, а лучше других. Неуверенно себя чувствуют 11% опрошенных учащихся.
При покупке товаров и услуг
43% ориентируются на соотношение цены и качества
28% выбирают то, что нравится, подходит
17% обращают внимание на качество
17% предпочитают определенные бренды
6% стремятся делать такие приобретения, которые позволяют производить впечатление на окружающих
6% оказались шопоголиками (совершают покупки, чтобы снять стресс, развлечься, расслабиться)
Отношение к рекламе у 60% учащихся безразличное. 23% указали, что относятся к ней негативно, 12% – с любопытством. Однако никто никогда не покупал вещи, ориентируясь на рекламу.
Будущий успех
Современные школьники проявляют терпимое отношение к социальному неравенству:
60% указали на его неизбежность
30% указали на его несправедливость, необходимость преодолевать
8% полагают, что неравенство справедливо – неодинаковый труд неодинаково вознаграждается
Взгляды учащихся на возможность добиться в будущем хорошего материального положения личными усилиями разделились:
50% считают, что добьются этого личными усилиями
42% указали, что личными усилиями этого достичь будет трудно
6% полагают, что личными усилиями достичь материального благополучия невозможно
Как формировать экономическое мышление у подростка?
Как способствовать формированию культуры потребления и в целом экономического мышления у подростка, чтобы он стал успешным в экономике знаний?
Важно, чтобы у человека преобладал предпринимательский тип поведения. Предпринимательство является компонентом компетентности специалиста в любой сфере и рассматривается широко, как способность претворять в жизнь любые планы.
Выдающийся психолог Евгений Ильин изучал мотивацию предпринимательского поведения и выделил его признаки:
способность к свободному и самостоятельному выбору способов действий
преобладание рассудочности над импульсивностью
смелость, готовность к риску
стремление бороться и побеждать
развитая потребность приносить пользу, получать общественное признание
Знаменитый педагог Антон Макаренко рекомендовал педагогам обратить внимание на условия эффективности трудового и экономического воспитания подростков:
они должны осуществляться в комплексе с гражданским и нравственным воспитанием и начинаться еще в детские годы
организуемая деятельность подростков должна быть динамичной, устремленной в будущее и непрерывно усложняющейся
содержание деятельности должно соответствовать не только возрасту и возможностям детей, но и современному этапу развития науки и техники
в управлении деятельностью подростков необходимо использовать реальные, а не имитационные стимулы
В знаменитых «Лекциях о воспитании детей» педагог дал рекомендации родителям по экономическому воспитанию в семье:
информировать о профессиональной деятельности родителей
поощрять участие в семейном хозяйстве
развивать умеренность при избытке материальных благ и способность сохранять достоинство в период нужды
воспитывать чуткость к потребностям других членов семьи
формировать бережное отношение к вещам
Удачи вам и вашим детям!