Снова продолжаю рубрику интересных фактов про фильмы. Речь пойдет, конечно же, о втором продолжении «дружелюбного соседа» «Человека-паука» под тщательным руководством мастера «снимать за копейки трешовые ужасы» Сэма Рейми, оставшийся на посту режиссера в сиквеле. В свою очередь, «Человек-паук» считается эталонным фильмом про одного из популярнейших супергероев, так как это фильм серьёзно поднял тему двойной жизни человека. Да, до этого был и «Супермен», но именно сиквел Паука поднял планку выше, чем картина 40-летней давности.
Сиквел больше с концертировал внимание на попытке Питера совмещать супергеройский долг и роль рядового жителя Нью-Йорка. Сам сюжет становился интереснее тем, что фильм отчетливо показывает всю неполноценность личной жизни Питера: начиная от его увольнения в роли доставщика пиццы, опоздавшего с заказом в пользу спасенных детей, до утраты своей школьной любви Мэри Джейн в пользу другого ухажёра. В общем ,многие смотрели этот шедевр (а кто нет, хотя я таких людей не встречал), так что от мини-рецензий перейдем сразу к фактам, которые возникли в производственном процессе.
1. Семейный узы в производстве.
Сразу же после феноменального успеха первой части производство продолжения было лишь вопросом времени, так как потенциал был на еще 2 фильма. Конечно, ведь при коммерческом успехе первой ленты (к тому же, как я упоминал в прошлой статьи, у Рейми был хороший черновой вариант сценария, доставшийся по наследству от Джеймса Кэмерона) вопрос качественного редактирования и отшлифовки не стало трудной задачей для сценаристов.
Тем то интересен факт того, что одним из сценаристом оказался Айван Рэйми, старший брат режиссера Сэма; братья совместно занялись редактурой сценария с другими сценаристами, в частности и Элвин Сарджент. Для Рейми старшего эта работа являлась больше хобби и неплохим времяпровождением от основной профессий врача-остеопата. Кстати говоря, Айван числился главным сценаристом про злоключения Эша в средневековье, в «Армия тьмы» 1992 г. и дальнейших работ в соавторстве с младшим братом, так что опыта у него хватало. Также Стив Дитко (второй человек, вложивший такой же существенный вклад в развития комиксовой культуры после Стэна Ли), принимал активное участия в написании историй про взлеты и падения Питера Паркера.
2. Травма Тоби чуть не сорвала съемки сиквела.
Съемки должны были начаться в феврале 2003 года, но были задержаны до апреля того же года. Причиной тому послужила травмы Тоби, полученная на съемках ленты «Фаворит», снятая между двумя фильма франшизы о Человеке-пауке. Из-за полученной травмы Тоби и вовсе размышлял не повторять свою самую успешную роль в карьере, и студия активно размышляла над заменой актера на Джейка Джиленхола, чья карьера тоже стремительно набирала обороты. Однако после уговоров и хорошего гонорара в 17 миллионов долларов Тоби взял в себя в руки и исполнил роль на все 100%.
3. Сцена с поездом снималась в первую очередь.
Та самая культовая сцена драки главного героя и злодея на крыше поезда в третьем акте снималась одной из первых по задумке самого режиссера. Видимо, посчитав сцену слишком трудной и затратной с финансовой точкой зрения. режиссеры и актеры решили сразу начать с «тяжелой артиллерии», выматывающая эмоционально и физически всю съемочную группу.
Продолжая историю с поездом нельзя не упомянуть что, после того как Питер спас от неминуемой гибели сотни человек в поезде и упал в обморок, два юных парня дали ему потерянную им некогда маску. Интересно оказалось то, что два сорванца оказались родными кузенами исполнителя главной роли: племянники К сожалению, это их единственное появление на киноэкране.
4. Студия решила не экономить на реквизитах.
После крайне не приятной историй с воровством реквизитов от охранников (позже получившие свой срок), студия не поскупилась на бюджет и было сшито около 35 костюмов Человека-паука. Кстати говоря, костюмы, которые оценивались в 25 тысяч долларов в том разбирательстве, на самом деле были дороже в 2 раза, но можно с уверенностью сказать, что такое количество костюмов точно пошли на благое дело в качестве благодарности съемочной группе и другим лицам, принимавшим активное участия в создания фильма.
5. Эш мог стать Ящером.
Если вы читали предыдущую статью про первую часть: Брюс Кэмпбелл появился в маленькой, но крайне запоминающейся роли ведущего боев без правил в первой части, но на ранних этапах полировки сценария предполагалось, что он сыграет более значительную для сюжета фильма роль, а именно культового злодея Доктора Коннорса - альтер эго Ящера. По первоначальной задумке антагонист должен был появиться в финальном акте фильма с намеком на продолжение, но, дабы не перезагружать сюжет (как это было в следующей части франшизы), от этой сомнительной затеи решили отказаться. В последствии мы увидели доктора Коннорса во второплановой роли профессора, который отчитывал Питера за его лентяйство и постоянное опоздания, но уже в исполнении другого актера Дилана Бейкера. Сам Кэмпбелл ограничился крайне хорошим камео администратора театра, в который Питер опоздал, и на что впоследствии обиделась Мэри Джейн
6. Наш в Голливуде.
Русскоязычному зрителю явно запомнился образ квартиранта главного героя - мистера Дитковичка, в исполнение Ильи Баскина. Кроме того, что он придал долю русского каламбура в картину, не навредив ей, так и еще фамилия этого персонажа отсылают к упомянутому мной Стиву Дитко. Сам же Баскин не последний человек в Голливуде: в разные годы он снимался в сомнительном продолжений «Космическая Одиссея» 2001г. и в триквеле «Трансформеры» в роли бывшего советского космонавта, дающий находку главным героям.
7. Железная Тетя Мэй.
Сцена уже второй встречи и дальнейшей схватки в банке между Октавиусом и Человеком-пауком снималась без использования Green скрина и существенных спец эффектов, несмотря на существенно возросший бюджет. Это обстоятельство не смутило 76-летнюю Розмари Харрис висеть на огромной высоте с подстраховкой,
Кстати говоря, недавно прошла фейковая новость, что она ушла в мир иной. Слава богу, что этого не произошла, так что давайте помнить лучшую версию Тети Мей на киноэкране.
8. Черная кошка в напарниках паучка.
В Ленту планировали включить персонажа Черной Кошки. Актриса Клоя Севиньи крайне сильно хотела заполучить эту роль, но данного персонажа вычеркнули задолго до финальной версий сценария, к тому же в этом же 2004 году мы получили крайне ужасную киноадаптацию когтистой женщины в исполнение Холли Берри, с бредовым сюжетом про злую косметическую кампанию, но про этот фильм в гигской тусовке лучше не вспоминать, также как и «Сорвиголова».
9. Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.
Это номинация не первая для фильма в подобном жанре: «Супермен» 1978 г. тоже получил награду за визуальные эффекты, и он же послужил вдохновением при создании фильма, отсылки которого появлялись в фильмах Рейми. Даже сейчас пересматривая фильм спустя 15 лет, он смотрится крайне хорошо.
10. Джеймсон в Паучьем Костюме.
Ну и вишенка на торте этой многострадальной статьи стала вырезная сцена Джей Джона Джеймсона, нарядивший костюм Человека-Паука. По сюжету, когда Питер отказывается от своего второго образа жизни и выкидывает костюм в мусорку, после чего мусорщик за плату приносит его в Дэйли Бьюгл. Джей Джона Джеймсон крайне колоритный персонаж, который с первой части с нелюбовью и скептически относился к его супергеройским способностям, но в то же время изрядно требующий фотографий паука. Данная сцена идеально смотрелась бы сейчас в сцене после титров, особенно после того как Marvel Studios популизировала данный прием.
Ламповые воспоминания от автора
Я, как и любой впечатлительный ребенок в 8-летнем возрасте, обожал всю серию про Человека-паука (даже откровенно 3-ью слабую часть), затирая до дыр две кассеты про приключения Паркера. Я с упоением пересматривал все части чуть ли не по 100, а то 200 раз, и даже сейчас в сознательном возрасте, немного понимая все хитросплетения сюжета и сложный производственный процесс, я с уважением отношусь к этим картинам и люблю их даже больше нынешних картин про паука. Да, может они наивные, но режиссура, динамика, повествования и затрагивание таких тонких материй как двойственность жизни Паркера, его ответственность перед обществом и паузы для личной жизни делают фильм максимально реалистичным. Это могла бы быть реальной историей про человека, который оказался в такой ситуаций. Да, может это читается немного сумбурно, но любое произведение оценивается только с субъективной точки зрения… Хоть и говорится: «Сколько людей - столько и мнений», но «Человек-паук 2» точно не оставит никого равнодушным, особенно тех, кто действительно хочет качественной историй про человека, носящий красно-белое трико.