Найти в Дзене
Маньяк планирования

История о том, как я попала на мошенничество с банкоматом, и какие правила безопасности из этого вывела

Оглавление
Фото из личного архива
Фото из личного архива

В этой статье хочу затронуть вопросы финансовой безопасности. Несколько лет назад я самым глупым образом попалась на мошенничество, которое стоило мне 3000 рублей (не катастрофично, но я ценю каждый заработанный рубль :))

Дело было в Сочи, мне понадобились наличные, и я подошла к ближайшему банкомату в обычном продуктовом магазине. Банкомат деньги не выдал, на экране высветилась надпись о том, что деньги не могут быть выданы. Смс о списании денег не пришла. И я со спокойной совестью пошла искать другой банкомат.

И буквально через 5 минут пришло сообщение о том, что деньги со счёта списаны. Естественно я сразу позвонила в свой банк (благо, это Тинькофф, который легко работает удалённо и для подачи заявки не надо ехать ни в какое отделение), мою претензию оформили и сказали, что будут разбираться.

В итоге выяснилось, что на банкомат было установлено специальное удерживающее устройство, которое задерживало выдачу денег. Мошенники просто дождались, когда я уйду на безопасное для них расстояние, при этом контролируя банкомат, никого к нему не подпуская, и затем просто сняли деньги, используя своё устройство.

Источник изображения: http://www.kredit911.ru
Источник изображения: http://www.kredit911.ru

Претензию мою банк обоснованно отклонил, потому что на снимке банкомата видно было, что чьи-то руки (мужские, кстати :)) получают запрошенную сумму. А поскольку это именно мошенничество, то мне надо было писать заявление в полицию для дальнейшего разбирательства.

Честно говоря, считаю, что в этой истории мне даже повезло. Во-первых, что снимала небольшую сумму, а во-вторых, что такой драгоценный опыт достался мне "малой кровью" :)

С тех пор я стала максимально внимательно относится к своей финансовой безопасности. При том, что ведь и так знала все правила! И истории подобные слышала ни раз :) Но пока не столкнулась лично - некоторая халатность по отношению к деньгам всё же прослеживалась.

В инстаграме в своих двух аккаунтах (рабочем @spivakova и личном @v_poiskah_nika) я провела опрос среди подписчиков, и половина людей в том или ином виде сталкивалась с мошенничеством!

Скриншот опроса в аккаунте @spivakova
Скриншот опроса в аккаунте @spivakova
Скриншот опроса в аккаунте @v_poiskah_nika
Скриншот опроса в аккаунте @v_poiskah_nika

Вдумайтесь только, половина опрошенных! Предлагаю так легко больше надеваться в руки мошенникам :)

Я вывела для себя определённые правила поведения, обеспечивающую финансовую безопасность, и хочу поделиться ими:

1. Устанавливать ограничивающие лимиты на карту

В Тинькофф банке (основной банк, которым я пользуюсь) есть возможность устанавливать различные лимиты на карту: на снятие наличных, на оплату в интернете, на покупки в день. Я ставлю ограничения на такую сумму, потерять которую мне было бы некритично (3-4 тысячи рублей). Этих лимитов обычно хватает для повседневных трат.

Если же планируется более крупная покупка или снятие наличных - просто в мобильном приложении устанавливаю другой, нужный мне лимит.

Популярным советом по финансовой безопасности является совет платить в интернете виртуальной картой. Однако я не разделяю его, поскольку по виртуальным картам не начисляется кэшбэк от банка, а я не люблю упускать свою выгоду :)) Установка лимитов - отличный выход из ситуации.

2. Внимательно осматривать банкомат перед выдачей наличных

Перед тем как воспользоваться банкоматом надо осмотреть его, чтобы понять, нет ли на нём посторонних считывающих предметов. Безусловно совсем неподготовленному человеку распознать это довольно сложно. Но если знать, куда смотреть, то можно обнаружить:

  • картоприёмник - на него могут устанавливать дополнительное устройство, скиммер;
  • клавиатура - на клавиатуру могут устанавливать фальшнакладку;
  • камера - которая будет записывать пин-код от карты.

Сколы, царапины, неровности - это всё косвенные признаки, что с банкоматом проводили какие-то манипуляции. Лучше воздержаться от работы с ним.

3. Записать телефоны банков в контакты

Когда у меня случилась история с неправомерным снятием наличных с карты, я тут же решила звонить в свой банк. И для этого мне понадобилось зайти в поисковик, набрать название своего банка, нагуглить его номер телефона и только после этого позвонить.

Ещё вариант: достать карту из кошелька, на оборотной стороне прочесть номер и набрать его.

Но оба эти варианты подразумевают трату драгоценного времени. В некоторых ситуациях счёт может идти на секунды! Например, если карта скомпрометирована, все данные оказались у мошенников, а вы не защитили себя лимитами, деньги с карты могут сниматься с молниеносной скоростью, вы даже не успеете нагуглить телефон банка(

Если же номер банка уже вбит в контакты телефона, то звонок с целью блокировки карты займёт секунды, и может быть часть денег удастся спасти.

4. Предупреждать банк о своих нестандартных транзакциях

Пока готовила эту статью и читала различные источники, статьи и форумы, то наталкивалась на некоторое осуждение банков за то, что они порой ложно блокируют карты в целях проверки правомерности операций. Зачастую такое происходит при нестандартных покупках: например, если операция проведена в другой стране или на необычно большую сумму.

Я же считаю, что банки за это осуждать не стоит, я только ЗА, если они так заботятся о моей собственной безопасности. Для того, чтобы обезопасить себя от такого, просто стараюсь предупреждать банк о необычных транзакциях. В Тинькофф банке в приложении есть специальная вкладка, где можно указать маршрут передвижения за границей.

5. Записывать пин-коды в специализированной программе

Конечно идеальная история - запоминать все пароли :) Но в современном мире у человека огромное множество конфиденциальной информации, которую просто нереально запомнить.

Тех же карт у многих довольно много. У меня, например, их 7 штук, и всеми ими я пользуюсь :) Чтобы не записывать пин-код в блокнотик или уж тем более не записывать их на самих карточках, я использую специально программу на телефоне, в которой фиксирую нужные и важные пароли, пин-коды, аккаунты и т.д.

На данный момент использую Password Safe, вход в приложение осуществляется по отпечатку пальцу, что очень удобно и достаточно безопасно.

6. Закрывать набор пин-кода рукой

Редко когда я вижу людей, которые закрывают рукой клавиатуру при наборе пин-кода. При чём делать это абсолютно везде! И в магазине, и при работе с банкомате (на случай, если на нём установлена камера из п.2).

Когда я опросила знакомых, почему они не закрывают рукой набор пин-кода, получила много разных ответов, но наиболее популярные 3: "как-то не задумываюсь об этом", "неудобно", "ну один пин-код им же ничего не скажет, надо ещё карту украсть".

Безусловно, может ничего страшного и не произойти. А может и произойти :)) Закрыть клавиатуру рукой - это такая малость! которую можно сделать для собственной финансовой защиты, и абсолютно всё равно, кто и что будет думать.

7. Никогда никому не передавать информацию о своих счетах

В инстаграме я попросила подписчиков поделиться историями, когда она сталкивались с финансовым мошенничеством. И большинство историй было основано как раз на этом правиле! Когда кто-то под каким-либо предлогом интересовался о данных карты.

Вот что рассказывает моя студентка, Ирина Насибова:

"Пользователям сети вконтакте давно известна тема взлома, когда твоим друзьям поступают сообщения с просьбой перевода денег.
Так, моей подруге написала одногрупница с просьбой перевести деньги, она поверила ей , и сказала либо номер карты либо ещё какие то данные, и с ее карты сняли все деньги, и как на зло, это было в день зарплаты. Конечно ничего не вернули,но уверена она после этого случая стала более внимательная и менее доверчивая".

Ещё одна история от знакомого Дениса Зуева:

"Вообщем было так... звонят и спрашивают меня, я их спрашиваю по какому вопросу, они представляются и говорят что нужно подтвердить операцию (я никаких перевод и оплат не совершал до их звонка), я спрашиваю какую операцию? Попутно, я захожу в онлайн приложение и всё смотрю. Они опять спрашивают я ли с ними разговариваю, я им встречный вопрос по какой карте операция и они называют номер моей карты и опять спрашивают я ли с ними разговариваю, отвечаю что не знаю кому они звонят..."

Надеюсь, эта статья будет вам полезной. Очень надеюсь, что она будет полезной ДО момента встречи с мошенниками! Поддержите статью, пожалуйста, лайком и перепостом, буду вам благодарна!