Найти тему
Валерий Грачиков

Предельно рискованный перелет

Есть две интересные военные фотографии. Первая – снимок знаменитого бомбардировщика Пе-8 с бортовым номером №42066.

Это самолет знаменит тем, что его переоборудовали под перевозку пассажиров. А потом 19 мая 1942 года в него села делегация во главе с наркомом иностранных дел Молотовым и самолет под командованием Энделя Карловича Пусэпа взял курс на Великобританию. Через линию фронта, через территорию, на которой находились немецкие войска.

После переговоров в Великобритании самолет через Исландию и Канаду отправился в США. В Исландии пришлось взлетать с недостроенного аэродрома. Там на взлете чуть не случилась катастрофа, избежать которой удалось только благодаря хладнокровию командира экипажа.

А потом, когда пришло время обратного перелета, самолет попал в сложные метеоусловия, а связь постоянно пропадала, свой класс показал штурман экипажа Александр Павлович Штепенко, не сбившийся с курса и четко доведший самолет по назначению.

Э.К. Пусэп и А.П. Штепенко у своего Пе-8
Э.К. Пусэп и А.П. Штепенко у своего Пе-8

Неудивительно, что через неделю после возвращения за проявленную отвагу и героизм во время важнейшего для ведущего войну СССР перелета, Э.К. Пусэп и А.П. Штепенко получили звания Героев Советского Союза. Остальные члены экипажа получили другие ордена.

А вторую фотографию, на которой они стоят около своего самолета, в том же 1942 году опубликовали в «Огоньке».