(копия заметки из моего блога в жж: https://vshvetsov.livejournal.com)
Существует и имеет распространение такое мнение, что в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» содержится альтернативная версия евангельских событий. Я слышал дискуссии на эту тему аж в телевизоре, в каком-то ТОК-Шоу (кажется, это было обсуждение фильма Бортко). При этом роман за это часто ругают, я даже слышал версию, что, мол, посмотрите, это же фактически «Евангелие от Воланда», то есть от дьявола. И многое в этом роде.
На самом же деле – см. заголовок.
Прежде всего, жанр произведения Мастера (того, который внутри романа Булгакова) – рассказ. В самом буквальном смысле, по определению из школьного учебника. Это история одного дня в жизни человека, в течение которого под влиянием драматических событий полностью меняется его личность, ценности, отношение к миру. Утром этот человек не был готов разделить с арестантом его участь, а к ночи того же дня – стал готов.
Проблематика рассказа – очевидно, социальная, очень тесно привязанная к конкретной политической ситуации в СССР во время написания романа. Соотношение власть – совесть, личность, облечённая властью – художник. (Иешуа вообще-то не художник, но если тут понимать художника шире – как носителя духовного начала, не наделённого властью и беззащитного перед ней, то Иешуа тут проецируется на Мастера и на самого Булгакова, в то время как Прокуратор отчётливо проецируется на современных Булгакову носителей власти в тоталитарном СССР). В искреннем стремлении Иешуа как-то договориться с Пилатом угадывается отражение личных переживаний Булгакова. Ну, что ещё… Носители диктаторской власти – сами заложники этой власти, они также несвободны. Очевидные отсылки к сталинско-большевицому СССР. Вот об этом рассказ. Совершенно актуальный рассказ об окружавшей Булгакова действительности.
Евангельские, библейские сюжеты и образы используются здесь исключительно как художественные метафоры, что, заметим, совершенно органично и характерно для европейского искусства начиная с эпохи возрождения.
Особенностью романа «Мастер и Маргарита» является его повышенная «мифогенность». Ну, то есть, вот как по поводу реальных событий истории возникают всякие мифы и конспирологические теории, также это происходит и для некоторых литературных произведений. Видимо, эти произведения создают настолько законченный и притягательный мир, что людям становится интересно его обживать, играть в него, и в нём появляется, в частности, своя конспирология. Вот, «Евангелие от Воланда» – это конспирология мира «Мастера и Маргариты».
Конспирология, как интеллектуальная игра, кстати, волне бывает интересной. Я, бывает, почитываю, хотя не верю.