Всем привет! Наш предыдущий пост про адаптацию на первом курсе «Первокурснику: Вуз.Инструкция 1.0» вызвал серьёзную ответную реакцию — шутка сказать, 290 комментариев суммарным объемом 153 000 знаков (это около 10 солидных хабропостов). И там же, в глубинах обсуждения пришло понимание, что релизу «Вуз.Инструкция 2.0» быть, т.к. многие вопросы остались в стороне. Мы нашли время для того, чтобы написать вторую часть: о курсовиках, армии, первой работе, втором высшем. И снова призываем вас делиться опытом в комментариях !
Я не буду стараться связать статью в какой-то залихватски-сложный пост, пройдёмся по важным пунктам, которые значительно дополнят предыдущую статью и окажутся, пожалуй, даже более практически ценными.
Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus!
Курсовые работы
Вообще, в вузе есть несколько основных ступеней исследовательских работ:
- доклад — короткое выступление по теме на конференции, семинаре, коллоквиуме и т.д.
- реферат — изложение уже существующих позиций относительно предмета исследования
- курсовая работа — самостоятельное исследование, сочетающее теоретическую базу и практические изыскания студента
- дипломная работа — то же самое, что и курсовая работа, только с элементами глубокого исследования, научной новизны и обобщения полученных результатов
- диссертация — научная работа, нацеленная на получение нового научного знания и практическое применение решений, программ, моделей и проч.
(Не, ну мы знаем, что не всегда так, но у технарей всё же строже, чем у гуманитарной части населения)
Доклады и рефераты никого не надо учить писать — тырить и компилировать мы все умеем, а тратить время на эти формальные вещи и писать их качественно приходится редко, преподаватели предъявляют довольно низкие требования. Совет простой: согласуйте с однокурсниками источники и делайте хороший рерайт материалов, тогда вы будете выгодно выделяться на фоне любителей «скачать реферат за 250 рублей».
А вот курсовая работа — это, по идее, уже вполне самостоятельное цельное исследование. К тому же, она является допуском к экзамену, а оценка за большинство курсовиков идёт в диплом наряду с оценками по предметам. (То есть все пятёрки в зачётке и один шальной трояк за курсач — и красного диплома у вас нет с вероятностью 90% (в некоторых вузах можно пересдать). Не вот чтобы он был нужен, но обидно.)
Все тайны оформления и структуры работы хранятся в ГОСТ 7.32-2001 с изменениями. И тут важный нюанс, который нужно уточнить сразу: некоторые преподаватели не придают значения оформлению работы, а некоторые за одно только оформление готовы ставить балл выше, что отчасти справедливо, особенно для инженеров и программистов, которым предстоит оформлять кучу технической документации на протяжении всего рабочего стажа. ГОСТ, конечно, мы пересказывать не будем, остановимся на самых важных моментах.
Тема
Есть такой очень важный лайфхак, который особенно касается программистов и инженеров. Если вы тщательно подумаете над темой первой курсовой работы, то можете здорово облегчить свою жизнь до самого диплома, а то и до диссертации. Выберите проект, который станет основой вашей курсовой — например, своё решение или какой-нибудь open source проект и начинайте развивать мысль. Все свои курсовые работы вы сможете испытывать на нём: теория будет относиться к нужному предмету, а практика основываться на уже существующем коде. Преимуществ несколько: во-первых, вам не нужно будет лихорадочно писать практическую часть с нуля, во-вторых, проект будет расти вместе с вашими студенческими изысканиями, в-третьих, на диплом вы выйдете с готовым решением. Ну и да, такой серьёзный подход всегда симпатичен преподавателям, которые будут руководить вашими исследованиями. Наконец, вы сможете написать о проекте на Хабре, Медиуме и т.д., получить ценные советы и даже контрибьюторов. Как вишенка на торте — отношение работодателей, многие из них любят, когда в резюме есть ссылочка на толковый GitHub, а значит, возможно увидеть сотрудника «лицом».
Тема каждой курсовой работы должна соответствовать предмету, специальности и специализации, при этом быть максимально конкретной и точной. «Автоматизация промышленного предприятия» никуда не годится, а вот «Разработка алгоритма управления линией розлива молокосодержащих продуктов» — вполне.
Структура
Вся структура описана в ГОСТе, но стоит остановиться на двух моментах, от которых многие студенты сходят с ума, а преподаватели не облегчают состояние, а повторяют термины как мы фразы иностранцам — то же самое, но громче. Ну вдруг дойдёт? Догадались, о чём речь?
Предмет и объект исследования
Объект — более широкое понятие. Это часть научного знания, у которой есть много аспектов изучения. Например, объект изучения — «автоматизация производства».
Предмет — это свойство объекта, отдельный вопрос, который вы изучаете для целей своей курсовой работы. То есть это то, на что вы нацеливаете все свои действия. «Автоматизация бизнес-процессов на производстве» — это уже предмет, вы рассматриваете не всю автоматизацию, а конкретно узкую часть — бизнес-процессы. Предмет конкретизирует объект.
Во вступлении к курсовой работе объект описывается несколькими предложениями, а предмет — несколькими абзацами.
Цели и задачи исследования
Цель — это итог, к которому вы стремитесь в исследовании. Цель: «создать алгоритм автоматизации бизнес-процессов, который сократит длительность рутинных операций на 25%». Но цель не всегда настолько конкретна, она может быть и шире: дать определение, выявить закономерности и т.д. Как правило, в описании цели есть глаголы типа «обосновать», «внедрить», «разработать» и т.д.
Задачи — это выбор средств, методик и инструментов достижения цели. Фактически это ваш план, шаги, которые вы сделаете для того, чтобы достигнуть цели. Например, для «создать алгоритм автоматизации бизнес-процессов, который сократит длительность рутинной операции на 25%» вы можете обозначить такие задачи:
- изучить бизнес-процессы ООО «Разработка»
- составить документальные требования к автоматизации
- построить эмпирическую модель алгоритма
- разработать алгоритм на С++
- внедрить алгоритм в ООО «Разработка» и провести испытания.
Цели могут иметь подцели, задачи — подзадачи. Но на уровне курсовых работ не стоит углубляться в такую вложенность.
Практическая часть
Самый трудно добываемый материал — нужно либо обращаться на предприятия, либо искать что-то по библиотекам, либо писать свой проект. С высоты нескольких образований ответственно заявляю: третий вариант лучший (см. раздел «Тема»). Кстати, небольшой, но ценный совет: объединитесь с близким по духу и мозгу одногруппником и делайте личный проект вдвоём. Каждому будет легче, а само решение будет интереснее и глубже.
True story. Для очередной курсовой по финансам в сфере сельского хозяйства я в рамках практики заявилась в местный Минсельхоз и попросила данные, протянув флешку. Шёл 2005 год. В общем, сперва шли бесконечные согласования, доверять ли мне сведения о поголовье скота и объёмах рапса, потом выяснилось, что USB-порты закрыты, а начальнику департамента некогда. После четырёх часов метания мне сунули статистический сборник и выпроводили с миром. На этих данных писать было невозможно — практическая часть курсовой была чистой эмуляцией на открытых данных из интернета. А вот парень из соседней группы писал курсовик по банкам и там его не то что с флешкой в управление, а на порог не пустили. Так он обошёл все банки города, собрал листовки с описаниями кредитов и депозитов и написал блестящую работу.
В общем, лучше зависеть только от себя, а не от компаний, способных дать шанс написать хорошую практическую часть, — студентам-программистам сегодня это доступно.
Детали оформления
Опять же, все требования по оформлению есть в ГОСТе и будут изложены преподавателем. Однако есть несколько советов:
- используйте схемы — это лучшее, что может быть в любой исследовательской работе по любой дисциплине (от филологии до проектирования батискафов), пусть схемы будут как в тексте, так и в приложениях
- используйте таблицы — информация в них наглядна и приятна в прочтении
- структурируйте текст с помощью абзацев, списков, рамок, использования подзаголовков и т.д. (но не переусердствуйте).
Покупка курсовой на заказ
Тут, как говорится, на собственной шкуре… Я сама писала курсовые на заказ (после двух бросила — мой перфекционизм не стоил тех 800 рублей), я видела, как на заказ пишут «профи» (это либо умельцы быстро компилировать информацию, либо сотрудники вузов и сузов, имеющие доступ к залежам курсовиков на кафедрах). И во всех случаях это отвратительно.
True story. Произошла неприятность — одногруппница схватила менингит и отболела почти весь семестр, будучи не в состоянии что-либо учить. Шёл 2 курс и в основном были всякие «-логии», можно было отзубрить и не уйти в академ. Умница и отличница, она справилась со всем, кроме курсовой по экономике предприятия с огромной расчётной частью, которую мы пилили весь семестр. Она заказала курсовую у знакомого сотрудника вуза. Он тянул до предела и отдал работу в день и даже час сдачи, правда, курсовик выглядел достойно. Через неделю преподаватель на защите открыл тайну тайн: оказалось, что теоретическая часть была по теме, а практика, расчёты и пояснительные записки — от другой работы. Препод спросил: «Кожин? И сколько он взял?» «Семь тысяч». «Вот скотина». Всё обошлось ответом по теории, четвёркой и громким внушением.
Короче, народ, не заказывайте вы курсовые и рефераты — не так много времени уходит на их написание. Плюс ко всему, это всегда расширение знаний и опыта. Да, в 18-20 лет кажется, что это всё не пригодится, что проще заработать (или взять у родителей) деньги, чем сидеть и пыхтеть. Пригодится, и не раз — черты хорошо написанной курсовых читаются в грамотных технических заданиях, лучших докладах на конференциях, в презентациях продуктов и, конечно, в документации к ПО. И это очень серьёзно.
Армия
Факты выглядят скучно.
- Среди всех моих одногруппников, знакомых и т.д. в армию как срочники ушли двое, как контрактники — ещё двое за все годы учёбы. Срочники спокойно вернулись и устроились один — в банк, другой — сисадмином, как и хотели во время учёбы. В армии один работал бухгалтером, второй — опять же админом, максимально близко к специальностям. Траву, конечно, не красили, потому что задач для людей с образованием там хватает. К тому же, объективно ну очень много поводов освободиться от службы по здоровью — гастриты, дуодениты и минус четыре на оба глаза у каждого второго. Плохо, конечно, но факт.
- Потерять квалификацию за год… А она была, раз её можно потерять?
- Что касается битвы работодателей за то, чтобы выпускников технических специальностей не забирали. Во-первых, а как же остальные, их не жалко или нам не нужны другие профи? Во-вторых, мы все работаем в правовом поле и знаем, что такие действия в рамках действующего законодательства невозможны — компаниям не по плечу изменить ФЗ (а то вот мы бы налог на прибыль сделали 0,01% и, например, отменили штрафы за нарушения ПДД — ну несерьёзно же!). Так что при всей красоте идеи автора она утопична.
- Однако есть несколько типов компаний, работа в которых даёт право на отсрочку: таможня, некоторые органы государственной власти, пожарная служба, уголовно-розыскные службы, некоторые подразделения оборонных предприятий.
Теперь об отношениях студента и армии в рамках существующего правового поля.
Закон, регламентирующий наши отношения с армией, всегда можно почитать.
Армия, конечно, двигатель высшего образования в России — нередко стремление «не служить» является единственной причиной поступления молодого человека в вуз. Их можно понять: кроме того, что мы не будем обсуждать на Хабре, есть ещё один фактор — за год знания из головы начисто улетучатся, мотивация учиться пропадёт и в результате человек будет с трудом пробираться по карьерной лестнице (или её как таковой не будет).
Каким образом вузы защищают от армии?
Если вы учитесь по системе бакалавриат + магистратура, в магистратуру нужно поступать в год окончания бакалавриата (т.е. без перерыва), иначе отсрочка невозможна.
Дополнительная отсрочка даётся на время обучения в очной аспирантуре после окончания вуза.
В вузе может быть военная кафедра, после которой выпускник может больше не служить является офицером, сержантом, матросом, старшиной и т.д. запаса. В некоторых случаях требуется прохождение военных сборов от 3-х до 6-ти месяцев.
Что такое военная кафедра?
Согласно статье 22 ФЗ № 53-ФЗ из призыва на срочную службу исключаются те, кто имеет статус запасника (вне зависимости от воинского звания). А из выпускников военных кафедр получаются как раз офицеры/рядовые запаса. Однако такая категория граждан не избавлена от армии навсегда: они могут быть призваны на кратковременные военные сборы или мобилизованы в случае военных действий и ЧС (тьфу-тьфу-тьфу).
В принципе, к военной кафедре допускаются все здоровые, годные к армейской службе студенты, но иногда предъявляется дополнительное требование — хорошая и отличная учёба. Кстати, в некоторых вузах есть целые военные факультеты, где студент получает узкую военную специальность, связанную с выбранной при поступлении специализацией. И конкурс там высокий.
Некоторые студенты после вуза осознанно идут служить по контракту — проще говоря, идут работать в военную сферу по своей гражданской специальности: врачом, биологом, инженером, программистом, экономистом и т.д. Кстати, отзывы о такой работе нейтральные и положительные: ребята находят там свой материальный интерес с одной стороны и неплохой круг коллег с другой. Зарплаты опять же разные, но в целом однозначно ниже гражданки — там свои плюшки.
Увы, вузов с военной кафедрой катастрофически мало.
Как работодатель относится к службе в армии?
Этот вопрос активно обсуждался в комментариях к нашему предыдущему посту. Мы в RegionSoft Developer Studio относимся нормально. Если человек после вуза отслужил год и пришёл устраиваться на работу, он будет проходить собеседование на общих основаниях и решать будут его навыки и опыт. Думается даже, что такие соискатели более дисциплинированные. Но это так, программное заявление, мы не проверяли — многие, кого мы нанимали, косили обучались в аспирантуре.
К слову, нередко после вуза ребята идут в армию по призыву либо идут в армию по контракту и, имея образование, работают фактически по специальности: проектируют, чертят, админят, кодят. Другое дело, что, вероятно, там не самый комфортный и востребованный стек технологий (в гражданском смысле этой фразы), но опять же — не берёмся утверждать. Если у кого из хабровчан есть такой опыт, пожалуйста, поделитесь в комментариях.
Поиски первой работы
Если студент хочет нормально войти в IT, то, кроме репозитория на GitHub, лучше иметь ещё и опыт работы. И тут будущие айтишники опять в выигрыше: если банк вряд ли возьмёт себе работника отдела выдачи кредитов бизнесу с 3-5 курса, то ИТ-компании такое практикуют.
- Если студент умеет расставить приоритеты и умудряться не быть отчисленным и одновременно работать, он может спокойно работать почти full time и сдвигать рабочий день по гибкому графику.
- В некоторых компаниях для студентов старших курсов есть интернатура — оплачиваемая частичная занятость с интересными задачами. Отличный способ попасть в крупную компанию.
- В компаниях есть официальные и неофициальные программы стажировок, когда студент работает part time по согласованному графику, приносит какую-то пользу компании, обучается, а по завершении стажировки принимается решение о дальнейшей работе.
- В крупных федеральных и региональных компаниях есть школы, курсы, корпоративные университеты, в которых можно принять платное и бесплатное участие, впитать квинтэссенцию практических знаний и получить приглашение на собеседование, а иногда и сразу на работу.
Если подобные способы поступления на работу официально определены на сайте компании, то процедура прохождения стандартна и описана там же. Другое дело, если стажировка или возможность работы студентов никак не обозначена. Тогда стоит написать хорошее, честное сопроводительное письмо, приложить к нему свои ценные ссылки, резюме, портфолио и разослать весь комплект по компаниям, которые вам кажутся интересными или подходящими по стеку технологий.
Не гонитесь за крупными корпорациями — вы ещё успеете, с опытом работы и определёнными навыками коммуникации в них не так уж и сложно попасть. Попробуйте себя в небольших компаниях, которые развивают свои независимые проекты. Почему небольшие компании лучше, мы рассказывали раньше.
Например, мы разрабатываем программное обеспечение для бизнеса и развиваем собственную CRM-систему — RegionSoft CRM. У нас были разные случаи: программисты приходили студентами (даже нетехнических вузов!), работали, обучались и задерживались на 5-10 и более лет. Если кому и приходилось уйти по каким-то причинам, нам было не стыдно отдавать своих сотрудников. Сейчас мы тоже готовы взять пару толковых ребят в Нижнем Новгороде, если что — информация в конце поста.
Что нужно делать на первой работе вне зависимости от её формы?
- Попросить наставника (если его явно не предоставляют) или спросить, кому можно задавать рабочие вопросы. Бывает, что спросить у практика и узнать ответ за минуту гораздо продуктивнее, чем тратить время на самостоятельный разбор проблемы. Компаниям это тоже известно, и формальный или неформальный наставник всегда найдётся.
- Записывать все важные находки и практические фишечки в тетрадь. Да-да, точно, как на лекции. Во-первых, вы не забудете то, что вас удивило или показалось полезным в работе, во-вторых, записи останутся с вами и будут подспорьем в учёбе, в-третьих, вы можете там же отметить свои пробелы и восполнить их, задав вопрос вузовскому преподавателю или покопавшись в источниках самостоятельно.
- Пытаться понять, как работает компания в целом, осознать своё место в ней (в перспективе), познакомиться с корпоративной культурой. Это здорово поможет на дальнейших собеседованиях.
- Учиться выполнять работу быстро, а не идеально. Перфекционизм — не лучший помощник в ежедневной деятельности.
- Узнать, как устроена разработка и тестирование, как соотносятся на практике фронтенд и бекенд, как в процесс вовлекается системный администратор, что такое code style.
Если что-то не складывается или вы чувствуете, что не тянете такой режим в совокупности с учёбой, не бойтесь отказаться от работы, сменить её или вернуться к вопросу чуть позже. Сейчас редко случается так, чтобы одна работа и навсегда: в недавнем опросе среди читателей Хабра 45,5% респондентов сменили работу 3-5 раз, 14,7% — 6-8 раз.
Второе высшее параллельно с первым
Некоторые вузы дают возможность получить второе высшее образование параллельно с первым — на заочной или вечерней форме. И это хорошо, т.к. а) дешевле (а если вы отличник и активист, можно попросить материальную помощь у вуза на оплату этого самого обучения), б) в том же вузе, в) вы находитесь в привычном учебном ритме. Как правило, это довольно лайтовое освоение программы, с установочными сессиями. Иногда можно получить неплохую связку. Например, вы учитесь на программиста и решили получить второе высшее. Программист + экономист или менеджер = прожект менеджер, а потом CTO или CIO, программист + юрист = иногда безопасник, программист + переводчик = прогрессивный программист, программист + психолог = HR в IT. На самом деле, чудны дела на айтишном рынке и высшее образование лишним не бывает. Даже второе и не очень прошаренное.
Отдельно стоит сказать об английском языке. Даже если вы работаете в 100% российской компании, без него в IT никуда (если вы не 1С-ник). Масса ценных и качественных материалов по языкам и технологиям программирования, по физике, космосу, медицине, биологии и остальным отраслям написана и существует только на английском языке. Очень много технической документации опять же на нём. В общем, сонеты писать вам не нужно, но бытовой и технический — не ниже intermediate, а лучше upper-intermediate.
В некоторых вузах английский язык идёт как второе высшее образование с присвоением квалификации «Переводчик». В большинстве из них преподавание слабое. Однако это не значит, что нужно проигнорировать такое обучение — обязательно идите: за сравнительно небольшие деньги вы крепко освоите грамматику (это у нас тянуть умеют), вникнете в лексику и монологи, встретитесь с первыми носителями, освоите практику перевода. И вот потом уже на эти дрожжи можно проходить школы английского, репетиторов, стажировки за границей и проч. На такую университетскую базу глубокое изучение языка ложится просто шикарно.
Ещё одна статья о том, как стать программистом.
Разные вопросы, которые волнуют студентов
Какую специализацию выбрать на 3 курсе?
В принципе, вузы следят за тем, чтобы обновлять специализации в соответствии с запросами рынка, поэтому совсем уж «отвратных» вариантов почти не встречается. Дальше выбор зависит от вашего балла, ориентиров в карьере и т.д. Например, я своим нынешним знакомым студентам советую телекоммуникации (они будут всегда, в той или иной форме), информационную безопасность (работы много, специалистов мало), информационные автоматизированные системы управления (тоже ещё довольно долго будут жить в энтерпрайзе). Ну и конечно, обратите внимание на наукоёмкие варианты, если они есть: например, в специальности Программная инженерия можно встретить нейротехнологии. В общем, это сильно зависит от предложения вуза и ваших личных стремлений.
Какой язык программирования учить?
Всё зависит от того, на какие проекты вы нацелены, что вам нравится, как вам в вузе далось ООП (объектно-ориентированное) или функциональное программирование. Если всё более-менее ровно, что смотрите рейтинги языков и выбирайте то, что вам по душе. Хотя тенденции меняются и постоянно появляются новые технологии.
Единственное, что мы вам не советуем, это выбирать сильно устаревший язык (условно, COBOL) — ну мало ли, вы захотите быть уникальным в своём роде; и выбирать сверхновые языки — были случаи, что они так и не получали широкого распространения (навскидку, например, гугловский Dart). Для базы и понимания программирования хороши С и С++ — не бойтесь их, они дают глубинное понимание как программирования в целом, так и взаимодействия кода и компьютера.
Мобильная или энтерпрайзная разработка?
Скорее всего, вы попробуете всё и выберете свой вариант. Обязательно пробуйте — это интересно. По размеру заработной платы программистов тоже ничего определённого сказать нельзя: везде платят выше за тот стек, который ценнее.
Нужно ли разбираться в смежных сферах, например, системном администрировании?
Опять же, это сильно зависит от карьерных ориентиров. Тем не менее, сегодня всё идёт к интеграции разработки, системного администрирования, сетевого администрирования, проектирования и т.д. Тот же DevOps уже не просто тренд, а данность, сейчас на первый план выходит DevSecOps, а это ещё более широкий профиль специалистов. Вы можете с самого вуза выбрать своё направление и развиваться в нём, участвовать в конференциях, митапах, проектах и в итоге получить неплохую работу.
Но это углублённо, а так разбираться нужно во всём — вы представляете врача, умеющего лечить сердце и не знающего остальную анатомию? Нонсенс. В технических системах и механизмах та же история.
Нужна ли математика программисту?
Всегда изумляет этот вопрос. Наш вариант ответа — да. Она вообще всем нужна, так как развивает логическое мышление, учит структурировать, обобщать, находить связи и т.д. Углубленное знание математики понадобится всем разработчикам, кто хочет иметь дело с разработкой игр, с нейросетями, искусственным интеллектом, VR и AR, инженерией и т.д.
Диплом — это страшно?
Если вы из года в год писали курсовые, поняли структуру исследовательской работы, у вас есть база практики или хороший личный проект, диплом — это просто завершающая точка в обучении. Большая курсовая с красивой защитой. Совет один: если ваш научный руководитель исчезает или шифруется, не радуйтесь и не стесняйтесь, а бегите на кафедру и просите нового. Иначе вы выйдете на защиту по умолчанию на голову хуже сокурсников.