К концу июля 41-го года Красная армия находилась в настоящем нокауте. На западном фронте дело обстояло так, что изначально западный фронт к началу войны включал в себя 45 дивизий, в которых числилось до 625 тысяч солдат, из них в приграничных сражениях было потеряно около 420 тысяч бойцов , то есть от фронта осталось лишь 1-2 полноценные армии довоенного времени из 4 изначальных, не считая дополнительных корпусов.
Смоленск, в который части Красной армии буквально вцепились зубами был потерян 17 июля, благодаря действиям 2-й танковой армии Гудериана, и в последующем, вплоть до 1943-го года город оказался в руках немцев. Не зря Смоленск считают воротами к Москве, этой дорогой пользовался еще Наполеон, который из трех самых крупных городов империи: Киева, Санкт-Петербурга и Москвы выбрал последний. Для Гитлера, как это ни странно, все оказалось куда более сложным. Война XIX века, это не война века XX-го, так что от одного взятия столицы ничего не зависело.
И вот тут есть два варианта, между которыми Адольф Гитлер метался, в отличие от его генералов, таких как Гудериан, Гот и даже кроткий Франц Гальдер позволял себе некоторые сомнения. Первый путь, наихудший вариант для Советского Союза, но который тогда активно рассматривался, и считается наиболее удачный не только тем же Гудерианом для Третьего Рейха, но и Алексеем Исаевым, отечественным историком, который даже написал целую статью на этот счет. Так вот, немецкие генералы уговаривали Гитлера сразу же пойти на Москву, ибо советские части на Западном фронте к этому моменту по сути были разгромлены, и реальной силы не представляли.
Одним мощным ударом, по мнению немецких генералов можно было взять Москву, обеспечив себе быструю победу. Столица СССР на тот момент, это не только город государственного значения, но и крайне важный узел коммуникаций внутри страны. Взятие Москвы — это косвенное влияние на боевые действия в районе Ленинграда, а также в районе Киева. Вариант действительно был настолько удачным, что даже представить представить себе от него отказ крайне трудно.
Однако, Гитлер избрал другой план. 2-я танковая армия, которую Гудериан намеревался бросить на Москву была брошена на южные рубежи советско-германского фронта, которые обхватывали Киев от Одессы до северной части Днепра. Целью фюрера германского народа был Киев, а самое главное территория донецкого угольного бассейна, а также Харьков, один из самых крупных городов Советского Союза, и крайне важный экономический центр. Кроме того, именно советский Юго-Западный фронт, несмотря на то, что потерпел серьезные поражения под Бродами потеряв около 1500 танков, а также под Уманью, когда немцам удалось окружить две советские армии в полном составе.
Именно эту цель выбрал Гитлер, возможно потому, что уверовал в то, что Третий Рейх сможет за месяц, а не за два как это случилось на самом деле разгромить Юго-Западный фронт, чтобы потом накинуться на Московское направление. Либо, осознал, что победить Советский Союз можно лишь в том случае, если удастся лишить его важных экономических регионов. Этого не понимали его генералы, которые в последующем писали что именно это решение стало роковым, потому что Москва была в руках немцев.